Экзамен на «Homo Sapiens – II». От концепций естествознания ХХ века – к естествопониманию
Поляков В. И.,
В соответствии с законом экологии «никакой новый вид, сделавшись монополистом в своей экологической нише, не способен избежать экологического кризиса» [66]. Возможны только два исхода: вид начнёт деградировать или вид адаптируется, изменив свои взаимоотношения с Природой. Конечно, второй исход был бы предпочтительней, но ограниченный ресурс времени для изменения человеческого вида и отсутствие желания (особенно у населения «благополучных» стран, определяющих экологическую обстановку, но вряд ли согласных на ухудшение своего жизненного уровня), снижают вероятность благополучного разрешения кризиса.
Вариант деградации вида и значительное сокращение его численности может осуществиться через болезни, снижение рождаемости, голод, генетическую отягощённость популяции (результат отсутствия естественного отбора и долгожития), психофизические изменения, ведущие к роботизации человека (воспитание молодёжи на уровне поп-культуры, детективов, сексуального разгула, стремления к удовлетворению максимума потребностей при минимуме затрат умственной энергии).
Глобализация капитала и производства уничтожает самобытность культур, а стремление к «успеху» усиливает внутривидовую борьбу. Человеческое общество на любом своём уровне всегда система: семья, род, нация, государство. Каждая система это совокупность взаимодействующих элементов, взятых во всём богатстве их конфигураций и функций, но выделяющееся от остального мира особыми, присущими этой системе свойствами (культура, язык, вера, психосознательное единство). Глобализация разрушает системные структуры мирового сообщества, и население становится ресурсом, подлежащим утилизации. «Наступает момент, когда ресурсов становится мало и остаётся всё меньше того, что можно утилизировать. Тогда ресурсом, подлежащим утилизации становится само население» (С. Кугушев).
Рост населения на планете ведет к безработице, голоду и эпидемиям, а рост потребностей и воспитание на телекрасотах - к стремлению передела богатств. Нарастание болезней, суицидов, патологии младенцев, терроризма и войн будут приводить к самоуничтожению человеческого рода. Конечно, не всего! Более резкое сокращение численности народов уже происходит в бедных странах, которые уступили свои ресурсы более сильным, создавшим «общество потребления», обеспеченное финансовыми запасами и соответствующими вооружёнными силами (аналог - запасы жира у млекопитающих). Но в период бифуркаций возможен также и вариант, по которому перестраивать свои жизненные принципы придётся странам и цивилизациям, которые не смогли вписаться в развитие биосферы, убивая её.
Развивающийся системный кризис можно воспринимать как катастрофу, как наказание за грехи, как несправедливую божью кару. В действительности развитие кризиса является естественным историческим процессом перехода планеты от биосферного развития к ноосферному. В.И. Вернадский в своё время оптимистично предполагал, что переход может произойти эволюционным путём за счёт разума и объединённых усилий человечества. Но в настоящее время революционный характер смены системных связей более вероятен, чем эволюционный. Действует экологическое правило прерывности развития биосферы: «Процесс медленного эволюционного изменения систем закономерно прерывается фазами бурного развития или вымирания» [66].
Усложнение ситуации на планете состоит в том, что одновременно с развитием экологического кризиса во взаимосвязях человечества с биосферой развиваются также кризисные ситуации внутри системы - человеческого общества. Формируется системный общепланетарный кризис человечества в XXI веке. Однополюсный мир во главе с государством-фашистом США, захватывающим финансовые, природные и интеллектуальные ресурсы всех стран и растаптывающим нормы международного права, губителен для человечества.
Осознание этих процессов для нас имеет особую актуальность, так как масштабный удар направлен по славянской цивилизации с целью захвата её природных ресурсов. Их запасы в России оцениваются 180 000 долларов на каждого гражданина, в США - 36 000, в Европейском Сообществе - 9 000. «Делиться надо»,- считают эти страны, и в связи с этими процессами ежегодно почти на 1 млн. человек сокращается население России и на 400 тыс. - население Украины. «Глобализация исключает понятие суверенитета народов на свою территорию и природные богатства. Глобализация - новый тип войны, причём участь народов, потерпевших поражение в этой войне будет ужасной» (С. Батчиков).
Приведённые факты, свидетельствующие о развитии кризиса внутри системы человеческого общества, можно систематизировать на составляющие:
Все эти противоречия накапливались десятилетиями, а их разрешение должно произойти в XXI веке. Неминуемы локальные войны и не исключена глобальная. Когда одни страны пытаются насаждать свой образ жизни другим народам, которым этот образ жизни не приемлем по их историческим и религиозным традициям, то неминуемы внутривидовые, антагонистические противоречия - «цивилизационные разломы». Эти попытки разделения мира на живущих правильно и не правильно, - теория расизма, ведущая к самоуничтожению вида.
Проблема «Быть или не быть Человечеству» была чётко сформулирована в работах Н.Н. Моисеева [45 - 47]. Вот одна из его мыслей-раздумий: «Следует лишь понять, что равновесие биосферы уже нарушено и процесс этот развивается по экспоненте. И перед человечеством встают вопросы, с которыми оно никогда ранее не встречалось... борьба за выживание на планете грозит глобальной катастрофой. ...дальнейшее развитие тенденций тоталитаризма, углубление и развитие противоречий, обостряющаяся борьба за ресурсы, которая при современном росте технического и военного могущества цивилизаций может иметь финалом исчезновение человека с лица Земли, ведь теперь вместо лука и стрел человек вооружён атомной бомбой».
Системный планетарный кризис, как совокупность кризисов человеческого общества, является естественным историческим процессом развития техногенной цивилизации.