Экзамен на «Homo Sapiens – II». От концепций естествознания ХХ века – к естествопониманию
Поляков В. И.,
История естествознания, также как и история общественного развития, изменчива со временем. Каждый исследователь сам заново осмысливает предшествующие знания, выраженные в теориях, концепциях, гипотезах, обобщениях. Древо науки периодически сбрасывает старую листву, обновляется отдельными ветками. История развития цивилизации тоже требует пересмотра. Выросшая на почве веры, написанная апологетами религии, эта история рассыпается при соприкосновении с естествознанием.
Историям научных мистификаций можно посвятить десятки томов. В их основе обычно лежат вера в легенды, видения или мистические откровения, неправильно истолкованные эксперименты, а также и стройные математические теории. Яркий пример прошлого века - теория относительности А. Эйнштейна, в которой наш трёхмерный мир вдруг стал четырёхмерным и с мнимым временем («мнимое число» - это число, умноженное на √(-1), то есть не существующее число). Возможно ли историческое развитие в мнимом времени? Конечно, нет, а в физике время может быть и мнимым и обратимым, и на этой основе строятся теории рождения Вселенной Г. Гамова и Ко, полётов к далёким звёздам через гиперпространства и т.п. К подобным парадоксам можно отнести мистификации прошлого века - книги Э. Мулдашева о существовании в пещерах Тибета в состоянии «сомати» наших далёких предков - лемурийцев и атлантов, которые должны выйти из «сомати», чтобы заполнить Землю в случае гибели современной цивилизации. «Любое развитие, историческое в том числе, - необратимо»,- таков неопровержимый закон макроэкологии. Э. Мулдашеву он не знаком, и его сказки воспринимаются миллионами читателей как история.
В прошлые века извращённых представлений о Природе тоже было огромное число: боготворение мира, плоская Земля, четыре мировые стихии, геоцентрическая система. Оказывается и сама история в значительной мере мистифицирована. Яркие примеры огромного количества мифов истории и естествознания были представлены в семитомной работе Н.А. Морозова (1854-1946) [49]. На её основе рассмотрим одну из ошибок в истории естествознания, которую можно рассматривать как преднамеренную мистификацию науки. Это геоцентрическая система организации Вселенной, разработка которой историей приписывается древнегреческому учёному Птолемею (90-160 гг. н.э. по современным историческим данным). Система Птолемея изложена в труде «Альмагест», который считается энциклопедией астрономических знаний древних. В книге даны звёздные карты и дана математическая теория расчёта положения небесных объектов на небесной сфере, в соответствии с которой все планеты, Солнце и Луна вращаются вокруг единого центра - Земли. Земля представляется как центр Вселенной!
Эта теория, противоречащая Природе, была представлена как несомненное доказательство Божественного творения мира, соответствующее Библии: «И сотворил Бог Землю...», а потом, подумав, на четвёртый день сотворил Солнце и звёзды. И творил он это для того, чтобы царствовал над этим миром «его образ и подобие» - человек. А так как место Бога на Земле после И. Христа заняла Церковь (греч. kyriake - «Господень Дом»), то теория Птолемея стала не только научным доказательством справедливости библейских историй, но также и научным обоснованием законности царствования Церкви и её иерархов. Для сохранения своей власти, основанной на мифах, Римско-католическая церковь в течение столетий отправляла на костёр учёных, высказывавших сомнение в истинности этой теории, и на столетия задержала развитие науки. Всего во времена инквизиции в XIII-XVIII веках было обвинено в ереси и замучено около 4 млн. человек, не только учёных, но и красивейших женщин Европы, признанных монахами ведьмами после жёсткой проверки.
Появление приписываемых Птолемею работ относится к периоду серьёзных разломов в христианской Церкви, что может служить подтверждением заказного характера работы, ставшей необходимой для научной поддержки догматов христианства. Это был период, когда ключевая управляющая система того времени - Церковь, не смогла справиться с проблемами, вызванными книгопечатанием. Академик РАЕН Михаил Делягин писал, что появление типографий в Европе во второй половине XV века стало «информационной революцией, результатом которой стали Реформация и серия чудовищных религиозных войн; так в ходе тридцатилетней войны население Германии сократилось вчетверо - с 16 до 4 млн. чел». Церковь всеми методами боролась за сохранение своей власти над людьми и государствами, против информационного взрыва, который привёл резкому росту «вольнодумства». В 1498 г. был казнён на костре обличитель папства Джироламо Савонарола, настоятель монастыря доминиканцев во Флоренции, призывавший церковь к аскетизму; в 1508 и 1511 гг. - были образованы Камбрейская и Священная лиги стран под руководством папы римского, боровшиеся за передел влияния в Европе; в 1517 г.- выступление противника католицизма Мартина Лютера и начало Реформации Церкви в Германии. К этому же периоду относится жизнь и деятельность Леонардо да Винчи, Нострадамуса, Н. Коперника. К этому же периоду относится появление первых печатных изданий Библии на греческом языке кардинала Хименеза (1514), затем Э. Роттердамского (1516). Для борьбы с «вольнодумством» кроме Библии потребовалась и научная база обоснования церковных догматов.
Анализ мирового развития науки позволяет предположить, что геоцентрическая теория мироустройства, подтверждающая боготворение, была разработана учёными монахами или по их заказу.
Книга «Альмагест» была издана как перевод труда древнего Птолемея Георгием Трапезундским. Кто он? Фамилия автора, жившего в конце XV и начале XVI века, не случайно соответствует Трапезундской империи, существовавшей на северо-востоке Малой Азии с 1204 по 1461 гг. Эта империя, основанная внукам Византийского императора Андроника I при содействии грузинской царицы Тамары, была христианской. Можно с уверенностью предположить, что миропонимание Г. Трапезундского было основано на библейских легендах. Будучи хорошим, а может и выдающимся математиком, можно объяснить всё, и поэтому книгу следует признать большим математическим достижением. В ней представлена теория движения известных планет, Солнца и Луны вокруг неподвижной Земли. Для такого описания потребовались сложнейшие вычисления первых, вторых и третьих «эпицикликов» и «эксцентриков» в круговом движении небесных тел. Сложные расчёты позволяли удовлетворительно описывать петлеобразные движения планет на небесном небосводе, их замедления и ускорения на определённых участках траектории, а также остановки и движение в обратном направлении.
Математика к XVI веку сделала огромный шаг, по сравнению со II веком, в котором, может быть, жил астроном Птолемей. Это позволяло описать сложные траектории небесных тел. Математическая теория творения мира с Землёй-центром была необходима Церкви как научное доказательство боготворения. Исторический заказ на поддержку авторитета Церкви мог быть выполнен наукой того времени, а для камуфляжа подделки и для придания ей большей значимости следовало отыскать какой-нибудь древний авторитет.
Н.А. Морозов поставил под сомнение существование Птолемея и научно доказал, что теории Птолемея были созданы не во II веке до нашей эры, а в XVI веке нашей эры.
Имя Птолемей, как пишет Н.А. Морозов, по-еврейски означает «Богоборец», «Состязавшийся с Богом», а название книги «Альмагест» значит «Великое творение» (все доказательства и цитаты Н.А. Морозова в этой главе даны по четвёртой и седьмой книгам [50, 51]). Очевидно, что книга «Великое творение Состязавшегося с Богом» не могла в XVI веке выйти без благословения Церкви. Иначе древнего Птолемея не напечатали бы, а современного «состязавшегося» сожгли бы на костре. Это подтверждает, что работа выполнена по заказу и поддержке Церкви. Птолемей не великий учёный древних веков, а маска для выпущенного на арену науки «борца за Бога».
Г. Трапезундский первое латинское издание «Алмагеста» напечатал в 1528 г. в Венеции. Другое «первое издание» относится к 1537 г. (Кёльн), а греческий вариант, так называемый «оригинал», появился в 1538 г. (Базель). Публикация греческого оригинала книги «Птолемея» через год после появления латинского оригинала, да ещё с исправлениями, позволяющими отодвинуть первоначальные координаты звёзд, - явное свидетельство научного подлога, мистификации. Возложить вину за такой «вклад в науку» на Г. Трапезундского или иного автора было бы слишком наивным. Осуществить дорогостоящие публикации книг псевдо-Птолемея мог только один заказчик - Церковь.