1. Замедленное развитие детей-каракалпаков обусловлено влиянием в большей степени гигиенических, чем медико-биологических факторов. Подавляющее большинство этих факторов легко управляемы и их отрицательное воздействие, по нашему мнению, является следствием низкого уровня санитарной грамотности и недостаточной информированности детей и их родителей о влиянии образа жизни на здоровье.
2. Общее увеличение показателей длины и массы тела, за период от 3 до 17 лет у мальчиков больше, чем у девочек, тогда как общее увеличение ОГК, наоборот, меньше. Замедление роста показателей физического развития у девочек наблюдалось с 15 лет, тогда как у мальчиков и в 16–17 лет продолжалось увеличение тотальных размеров тела.
3. Возраст начала пубертатных изменений у мальчиков-каракалпаков, определяемый по наличию основного полового признака (Р) приходится на 12 лет и 2 месяца; в 17 лет завершения полового созревания мальчиков не наступало, т.к. лишь 75,7 % из них имели оволосение лобка IV стадии. Возраст начала появления менархе у девочек г. Нукуса составил 11 лет и 4 месяца, средний возраст – 13 лет и 3 месяца, возраст завершения полового созревания 15 лет и 7 месяцев.
4. В развитии вторичных половых признаков у нукусских мальчиков выявлена следующая последовательность: изменение мошонки, рост волос на лобке, рост тестикул, развитие кадыка, перелом голоса, рост волос в подмышечных впадинах и на лице, заметное увеличение размеров полового члена, поллюции и пубертатное набухание сосков; у девочек – развитие грудных желез, лобковое и подмышечное оволосение, менархе. Наиболее частыми формами нарушения менструального цикла у школьниц г. Нукуса являлись обильные (14,4 %) и длительные (11,6 %) кровянистые выделения, нарушение ритма (10,8 %) и выраженная болезненность (9,4 %).
5. Более ранние сроки во времени наступления максимальных погодовых приростов и первых возрастно-половых перекрестов соматометрических показателей у детей-каракалпаков, более поздние сроки вторых перекрестов, являются подтверждением ускоренного темпа созревания девочек г. Нукуса и более ранней морфологической стабилизации их роста по сравнению с детьми, проживающими в других городах Узбекистана.
6. Установлено, что мальчики-каракалпаки значительно отстают по темпам полового оволосения лишь от своих сверстников г. Ташкента; девочки г. Нукуса значительно отстают от сверстниц других городов Узбекистана и опережают их по темпам развития молочных желез до 12-летнего возраста; сроки появления менархе у девочек-каракалпачек не отличались от ровесниц узбекской национальности. Выявленное различие по этническому признаку, проявляющееся в отставании развития полового оволосения у детей-каракалпаков свидетельствует об определенной роли внутреннего генетического фактора в процессе их полового созревания, и подтверждает, что неблагоприятные экологические факторы оказывают более заметное влияние на рост и развитие мальчиков
Приаралья.
7. У детей-каракалпаков ЖЕЛ достоверно ниже, а частота дыхания выше, по сравнению с аналогичными показателями детей других городов Узбекистана. Показатели МС в большинстве возрастных групп достоверно ниже среди
мальчиков-каракалпаков и практически во всех возрастно-половых группах школьники г. Нукуса по средним значениям показателя МВ уступают сверстникам г. Ургенча и г. Ташкента. Такое положение можно объяснить меньшей массой тела, слабым развитием мышц, худшей вентиляцией легких, более напряженным функциональным состоянием дыхательной системы, низкими функциональными возможностями двигательно-мышечной системы детей Каракалпакстана. Не исключено, что экологические условия, способствуют более низким показателям ЖЕЛ, более частому и, следовательно, поверхностному дыханию детей-каракалпаков.
8. Определено, что по сравнению с показателями 1970-х годов половое созревание мальчиков и девочек г. Нукуса наступает раньше: по признаку Р соответственно на 1 год и 5 месяцев и 1 год и 9 месяцев; у девочек по признаку Ма – на 3 года, по признаку Ах – на 1 год и 7 месяцев и по среднему возрасту менархе – на 9 месяцев. Наблюдаемое неравномерное ускоренное развитие половых признаков у девочек и отсутствие сдвигов отдельных признаков полового созревания у мальчиков подтверждает выявленное нами проявление дисгармоничности в процессе акселерации роста и развития современных подростков.
9. За последние десятилетия у школьников выявлены незначительные положительные сдвиги по длине тела и достоверно значимые отрицательные сдвиги по массе тела и ОГК, выраженные в большей степени среди мальчиков, что указывает на наметившуюся в последние годы дисгармоничность их физического развития в сторону астенизации. Снижение значений ЖЕЛ и МС у современных школьников в сочетании с уменьшением размаха вариантов этих показателей, свидетельствует о серьезных причинах ухудшения функциональных возможностей детей и подростков. По нашему мнению, одной из причин обнаруженных сдвигов в физическом развитии и функциональном состоянии современных школьников-каракалпаков является влияние гигиенических факторов риска с характерными неблагоприятными экологическими условиями проживания.