1. «Математическое сочинение в 13 книгах» – позднее названный арабами «ал-маджасти», от которого и происходит латинизированная форма «Альмагест» – наиболее значительный труд Птолемея.
«Основная теоретическая задача, решаемая в «Альмагесте», – это предвычисление видимых положений светил (Солнца, Луны, планет и звезд) на небесной сфере в произвольный момент времени с точностью, соответствующей возможностям визуальных наблюдений. Другой важный класс задач, решаемых в «Альмагесте», – это предвычисление дат и других параметров особых астрономических явлений, связанных с движением светил, – лунных и солнечных затмений, гелиакических восходов и заходов планет и звезд, определение параллакса и расстояний до Солнца и Луны и т.д.» [1244, С. 436].
В Книге I изучены общие положения, касающиеся устройства мира, дана его общая математическая модель.
Книга II связана с решением вопросов сферической астрономии.
Книга III посвящена разработке теории движения Солнца.
В книгах IV–V предложена теория движения Луны.
«Выдающимся достижением стало открытие Птолемеем второго неравенства в движении Луны, так называемой эвекции, связанной с нахождением Луны в квадратурах» [1244, С. 437].
Книга VI посвящена теории лунных и солнечных затмений.
Книги VII–VIII содержат звездный каталог.
Книги IX–XIII ознаменованы созданием теории движения планет.
«Теория движения планет, изложенная в «Альмагесте», принадлежит самому Птолемею. Во всяком случае, не существует каких-либо серьезных оснований, указывающих на то, что что-либо подобное существовало в предшествующее Птолемею время» [1244, С. 438].
Огромное значение данного труда в целом, и «Альмагеста» в частности, прослеживается не только для римской, но и позднее, для средневековой арабо-персидской науки.
Греческая система Птолемея стала доминирующей у арабов с IX столетия, вытеснив своих предшественников – системы индийскую и иранскую.
Отражение это нашло в сочинениях знаменитого ученого ал-Баттани, следующим образом оценившего значение трудов Птолемея для исламского мира:
«Он исследовал астрономию со всех сторон, указал причины и случайные поводы с доказательством геометрическим и арифметическим, правильность которого нельзя отвергать, в истинности которого нельзя сомневаться. Он внушил исследовать и рассуждать после него; он говорил, что, может быть, со временем в его наблюдения будут внесены поправки, как сам он внес к Гиппарху и другим ему подобным, ввиду величия науки и потому, что она – наука небесная и обширная, которая постигается только приблизительно» [1215, С. 75].
Арабы достаточно рано осуществили перевод «Альмагеста».
Первый известный перевод Птолемея был осуществлён по поручению Бармакида Йахьи ибн Халида до 187 г.х. (803 г.) и получил известность под названием «ан-Накл ал-кадим».
По мнению академика И.Ю. Крачковского, «есть все основания предполагать, что этот перевод был сделан с сирийского; он еще находился в руках ранних астрономов – ал-Баттани и ас-Суфи, но качество его, по единогласному отзыву источников, стояло невысоко» [1215, С. 78].
Следующий перевод появился в правление халифа ал-Мамуна, выполненный ал-Хаджжаджем ибн Йусуфом около 212 г.х. (827/828 г.), сохранившийся в нескольких рукописях, восходивших к сирийскому прототипу [1215, С. 78].
Третий крупный перевод осуществлен Хунайном ибн Искахом (около 194–260 гг.х. – 810–873 гг.), труд которого подвергся редактированию Сабитом ибн Курра (219–288 гг.х. – 834–901 гг.):
«Соотношение версий Хунайна и Сабита все же не ясно, так как самому Сабиту приписывается и ряд самостоятельных работ, связанных с «Альмагестом» Птолемея. Как бы то ни было, эти сведения говорят о том, насколько интенсивно и планомерно шла в халифате переводческая работа с эпохи ал-Мамуна; говорят они о глубоком интересе к «Альмагесту» Птолемея, который, как впоследствии на Западе, так теперь в арабских странах, оказал благотворное влияние на прогресс астрономии и математики. Не приходится добавлять, что арабские версии сыграли свою роль и в средневековой Европе: первый перевод «Альмагеста» с арабского на латинский был сделан Герардом Кремонским уже около 1175 г.» [1215, С. 78].
2. «Канопская надпись» представляет собой список параметров астрономической системы Птолемея, высеченный на стеле, посвященной Спасителю Богу в г. Канопе в 10 год правления Антонина Пия, т.е. в 147/148 г. [1244, С. 439].
Памятник не сохранился, его содержание известно из анализа трех греческих рукописей.
3. «Подручные таблицы» – вторая по величине работа Птолемея после «Альмагеста» – сборник таблиц, служащий цели расчета положения небесных светил на сфере, используемый для предсказания некоторых астрономических явлений типа затмений.
В указанный труд включен звездный каталог, состоящий из 180 звезд, список из 400 городов с указанием их координат, а также «Царский канон».
Сочинение известно благодаря Теону Александрийскому, не только переложившему его, но также написавшему два комментария – «Большой комментарий» в 5 книгах и «Малый комментарий».
4. «Планетные гипотезы» описывают в целом астрономическую систему.
«Планетные гипотезы отличаются от «Альмагеста» в трех отношениях:
а) в них используется другая система параметров для описания движения светил;
б) упрощены кинематические модели, в частности модель для описания движения планет по ширине;
в) изменен подход к самим моделям, которые считаются не геометрическими абстракциями, призванными «спасти явления», а частями единого механизма, реализуемого физически» [1244, С. 440].
Труд состоит из 2 книг, причем на греческом языке сохранилась только часть Книги I.
К счастью, имеется полный арабский перевод IX в. обеих книг, благодаря которому сочинение не кануло в Лету.
5. «Фазы неподвижных звезд» посвящены предсказаниям погоды на основе наблюдения дат синодических явлений звезд.
Труд состоит из 2 книг, причем сохранилась только Книга II, содержащая календарь, в котором сформулированы погодные предсказания на основе 4 возможных синодических явлений: гелиакический восход или заход, акронический восход, космический заход.
«Предсказания погоды на основе наблюдений восходов звезд отражают, очевидно, донаучную стадию в развитии античной астрономии. Однако Птолемей вносит и в эту не вполне астрономическую область элемент научности» [1244, С. 441].
6. «Аналемма» – труд, посвященный описанию метода «нахождения геометрическим построением в плоскости дуг и углов, фиксирующих положение точки на сфере относительно избранных больших кругов» [1244, С. 441].
Греческий вариант трактата не дошел до наших дней полностью – от него сохранились фрагменты; имеется полный латинский перевод, выполненный в XIII в.
«Хотя основная идея метода была известна задолго до Птолемея, однако его решение отличает законченность и красота, которых мы не находим ни у кого из его предшественников» [1244, С. 441].
7. «Планисферий» – трактат, посвященный использованию теории стереографический проекции при решении задач астрономии.
Оригинальный греческий текст труда неизвестен, он сохранился только в арабском изложении X–XI вв.
«Это сочинение также примыкает по своему содержанию к задачам, решаемым в настоящее время в начертательной геометрии. Развитые в нем методы послужили основой для создания астролябии – инструмента, сыгравшего немаловажную роль в истории античной и средневековой астрономии» [1244, С. 441–442].
8. «Четверокнижие», или «Астрологические влияния», или «Квадрипартитум», состоящее из 4 книг, является доказательством того факта, что даже столь ученый и просвещенный человек, как Птолемей, не мог избавиться от суеверий, свойственных эпохе.
Книга I посвящена общим астрологическим понятиям.
Книга II повествует о мировой астрологии, т.е. о предсказаниях судеб стран, регионов и городов.
В Книгах III–IV наблюдаем методику предсказаний человеческих судеб.
«Работу Птолемея характеризует высокий математический уровень, что выгодно отличает ее от других астрологических произведений того же периода» [1244, С. 442].
9. «Географическое руководство», содержащее описание известной в то время части мира и состоящее из 8 книг, будет подробно рассмотрено в специальном разделе.
10. «Оптика» – труд, состоящий из 5 книг – сохранился в латинском переводе XII в. с арабского; утеряны начало и конец трактата.
В Книгах I–II рассматривается общая теория зрения.
Книги III–IV посвящены теории отражения от зеркал (катоптрика).
Книга V повествует о рефракции.
«Результаты, полученные Птолемеем, достаточно хорошо соответствуют закону преломления Снеллиуса» [1244, С. 444].
11. «Гармоники» – трактат в 3 книгах – посвящен музыкальной теории.
«В ней рассматриваются математические интервалы между нотами, согласно различным греческим школам. Птолемей сравнивает учение пифагорейцев, которые, по его мнению, придавали особое значение математическим аспектам теории в ущерб опыту, и учение Аристоксена, который действовал противоположным образом. Сам Птолемей стремится создать теорию, совмещающую достоинства обоих направлений, т.е. строго математическую и одновременно учитывающую данные опыта» [1244, С. 444].
12. Трактат философского характера «О способностях суждения и принятия решений» связан с идеями перипатетической и стоической школ.
13. Трактат «Плод» включал 100 астрологических положений.
14. Трактат по механике состоял из 3 книг, от которых сохранились 2 фрагмента – «Тяжести» и «Элементы».
15–16. Математические трактаты, посвященные доказательству
1) постулата о параллельных;
2) положения, что не может существовать более 3 измерений в пространстве [1244, С. 445–446].