Ал-Ахталь знаменит не только как источник по ранней истории славян, но, в первую очередь, как представитель арабской поэзии.
Как справедливо отмечал И.М. Фильштинский, «центральное место в поэзии второй половины VII и начала VIII в. принадлежит знаменитой поэтической триаде: это аль-Ахталь, аль-Фараздак и Джарир, чье творчество арабские литературоведы относят к разряду поэтической поэзии. Три названных поэта, строго говоря, не принадлежали ни к одной из политических партий. Все они были еще достаточно тесно связаны со старыми племенами, и их пребывание при дворе омейядских халифов явилось следствием коренных перемен в положении бедуинских племен, утративших былую независимость и вынужденных искать покровительства либо у Омейядов, либо у их политических противников» [2037, С. 219–223].
Вместе с тем, ал-Ахталь был представителем не мусульманской общины, но христианской, что дает повод связать его творчество и с монофизитской культурой Востока: это обстоятельство отмечено было еще А.Я. Гаркави:
«Достойно замечания, что обзор сведений по нашему предмету у Мусульманских писателей мы должны начать с Месопотамского Христианина. Это обстоятельство как бы указывает на тот известный факт, впрочем, неприменимый к поэзии, что первые зачатки образованности мусульманские Арабы заимствовали от соседних и единоплеменных Сирийских Христиан и Сабийцев, да и от Персов и Евреев» [841, С. 1].
Полное имя исследуемого поэта – Гийас ибн Гаус ибн Салт ибн Тарик ат-Таглиби ал-Ахтал [14, С. 508].
Как точно отметил А.Я. Гаркави, биографические сведения об ал-Ахтале крайне скудны и содержатся в Книге песен Али Исфаганского [841, С. 1].
Знаменитый поэт родился в иракском городе Хира около 640 г. [14, С. 508].
На всю его дальнейшую судьбу наложила отпечаток принадлежность как этническая, так и религиозная. Семья его исповедовала христианство, но не византийское, а монофизитское. Принадлежал он «к колену Бени-Малик ибн-Джушам, из племени Таглиб, обитавшего в Месопотамии и исповедовавшего христианскую веру…» [841, С. 1].
Несмотря на то, что племя Таглиб и сохраняло приверженность христианству, оно находилось в весьма привилегированном положении, ибо в борьбе за власть между Омайядами и их политическими соперниками поддерживало именно первых. Как указывал И.М. Фильштинский, «поэт принял сторону правящей династии» [2037, С. 219], а Гибб высказал мнение, что он, принадлежа к христианскому племени, «поэтому охотнее поддерживал Омейядов против теократической партии…» [846, С. 33–34].
Ал-Ахталь был придворным поэтом при нескольких халифах Омайядской династии: Муавийи I (661–680 гг.), Йазиде I (680–683 гг.) и Абд аль-Малике (685–705 гг.).
Он пользовался расположением всех своих владык, удостаиваясь при этом разнообразных наград [2038, С. 104].
Умер ал-Ахталь около 710 г., большую часть жизни пребывая в Дамаске [14, С. 508; 841, С. 1].