Ничто так не нуждается в нравственности, как политика, и никто так не ненавидит политику, как нравственные люди.
Ф. Искандер
Принципы политической психологии можно рассматривать в двух контекстах: частно-научные принципы и этические. Эти группы принципов в целом исходят из прикладного значения политико-психологических исследований и, соответственно, из этических проблем профессиональной деятельности политического психолога.
В качестве самостоятельного, междисциплинарного и одновременно достаточно автономного направления конкретных исследований, политическая психология исходит из пяти основных специфических для нее частно-научных принципов. Обращая внимание на эту группу принципов, Д.В. Ольшанский подчеркивает их значение не столько как собственно научных, исследовательских, сколько этических норм, которые приняла на себя, и на которые опирается политическая психология. Поскольку политическая психология имеет огромное прикладное, практическое значение, она может быть использована как особое психологическое «оружие» в реальной политике. В силу этого обстоятельства, политическая психология теряет свою объективность, выступая как некий набор знаний, которыми может воспользоваться любой нуждающийся в них человек, равно как и любая политическая сила. Чтобы не допустить этого и был выработан ряд базовых принципов, которые следует рассматривать скорее как рамки (ограничения) в работе политического психолога. Они необходимы, чтобы политическая психология продолжала развиваться как серьезная объективная наука.
Первый принцип – принцип взвешенности и научного объективизма. Эпицентром политико-психологического исследования должна быть «зона взаимодействия политических и психологических явлений». Попытки уклона в ту или иную стороны чреваты методологической опасностью редукционизма, то есть сведения сложных политико-психологических реалий либо к сугубо политическому, либо к исключительно психологическому объяснению.
Второй принцип – принцип гласности и публичности. Центральное место в исследованиях политической психологии должны занимать «наиболее значимые и актуальные политические проблемы», к которым «привлечено внимание общественности». Помимо того, что именно в решении таких проблем политическая психология оказывается наиболее полезной, гласность и публичность результатов таких исследований служит дополнительным препятствием для их использования в социально- или политико-эгоистических, антиобщественных, а иногда и просто криминальных целях.
Третий принцип – принцип широкого учета социально-политического контекста политико-психологического исследования. Согласно этому принципу, декларируется необходимость уделять максимально возможное внимание политическому и социальному контексту анализируемых психологических явлений. Недооценка контекста ставит под угрозу надежность получаемых выводов и может породить опасные для общественно-политического развития рекомендации. В то же время и переоценка контекста иногда тоже бывает опасной. Для разрешения данного противоречия экспертами предлагается использование максимально широкого набора методических процедур и приемов сбора данных, а также исследовательских процедур, в опоре на предположение, что методический плюрализм и разнообразие – не только подчас неизбежное, но иногда и весьма продуктивное дело. В конечном счете, такого рода плюрализм способствует содержательному расширению объяснительных возможностей политико-психологической науки за счет ее вначале методической, а затем и содержательной широты.
Четвертый принцип – принцип внимания к итоговому результату. Согласно данному принципу необходимо исследовать не только конкретные результаты влияния тех или иных психологических факторов на политику, но и сам процесс формирования тех или иных политических явлений и процессов, а также потенциальные тенденции их развития. Это, естественно, в еще большей степени обеспечивает содержательную широту политико-психологических исследований.
Пятый принцип – принцип нейтрализма. Современная политическая психология весьма терпима в отношении оценок как внешней, так и внутренней политики, которые связаны с политической деятельностью, то есть, нейтрально характеризует поведение людей в условиях тех или иных политических ситуаций или их отношение к системе политических учреждений и организаций общества. Это политически и идеологически нейтральная наука.
Этические принципы политической психологии и правила их достижения отражены в Этическом кодексе политического психолога, принятом Санкт-Петербургским психологическим обществом [259].
В соответствии с Уставом международного общества политической психологии (International society of political psychology (ISPP)), принятом в 1985 году, члены ISPP могут заниматься политической деятельностью (принимать участие в предвыборных собраниях лидеров политических партий), но при этом обязаны подчеркивать, что любые их позиции или предпринимаемые ими действия не являются позицией или действиями, принимаемыми ISPP.
Перечислим этические принципы политической психологии.
1. Принцип не нанесения ущерба объекту политики. Исследования политического психолога должны быть направлены только на создание и осуществление адекватной политики, не имеющей целью морального, экономического, физического подавления оппонентов субъектов политики.
1.1. Правило взаимоуважения политического психолога и объекта политики. Высказывания политического психолога не должны содержать оскорбительных намерений, рекомендаций, оценок, комментариев.
1.2. Правило безопасности действий политического психолога для объекта политики. Исследования политического психолога и его рекомендации не должны составлять основу опасности ни для кого из участников политического процесса.
1.3. Правило предупреждения неадекватных действий субъекта политики относительно объекта политики. Субъект политики не должен требовать, а политический психолог не должен позволять использовать результаты своей работы для нанесения ущерба объекту политики.
2. Принцип компетентности политического психолога. Политическим психологом является специалист, имеющий соответствующее его деятельности образование и квалификацию, а также опыт работы, подтвержденный государственными документами.
2.1. Правило обоснованности результатов деятельности политического психолога. Политический психолог должен обладать знаниями, умениями и навыками формулирования научных итогов своей деятельности.
2.2. Правило сотрудничества политического психолога и субъекта политики (депутата, лидера партии, государственного и общественного деятеля и т.д.). Политический психолог и субъект политики должны информировать друг друга по всем моментам своего сотрудничества без скрытия действительных мотивов своей деятельности.
2.3. Правило профессионального поведения политического психолога относительно объекта политики (избирателя, демонстранта, бастующего и т.д.). Политический психолог должен обладать способностями и навыками общения, взаимодействия с объектом политики.
3. Принцип беспристрастности политического психолога. Практикующий политический психолог не должен быть руководителем, соруководителем, активистом какой-либо политической организации, борющейся за власть.
3.1. Правило научности результатов деятельности политического психолога. Политический психолог в своих исследованиях или практических действиях может опираться только на научные знания, умения или навыки, за получение которых он получил соответствующий диплом.
3.2. Правило адекватности методов деятельности политического психолога относительно объекта политики. Политический психолог не должен использовать незаконные или аморальные методы получения информации или воздействия на субъектов и объекты
политики.
3.3. Правило взвешенности сведений, предаваемых политическим психологом гласности. Высказывания, рекомендации, действия политического психолога не должны содержать причин или оснований, создающих любую форму опасности для людей, вовлеченных в политику.
4. Принцип конфиденциальности деятельности политического психолога. Политический психолог ни в какой форме не должен разглашать полученных им конфиденциальных сведений о субъектах и объектах политики, если эти сведения могут быть приравнены к врачебной или государственной тайне.
4.1. Правило кодирования сведений психолого-политического характера. Все исследовательские материалы политического психолога должны содержаться в закодированной форме: любая произвольная комбинация чисел или букв, число вместо имени и фамилии.
4.2. Правило контролируемого хранения сведений психолого-политического характера. Политический психолог хранит сведения психолого-политического характера о субъекте или объекте политики в месте и условиях, исключающих их неконтролируемое использование.
4.3. Правило корректного использования сведений психолого-политического характера. Все сведения психологического характера, полученные политическим психологом, используются только лишь в тех целях, ради которых проводилось исследование.
При соблюдении настоящих принципов и правил деятельности политического психолога гарантируется профессиональная и личная безопасность субъектов и объектов политики, самого политического психолога, адекватной политике не наносится ущерба.