Научная электронная библиотека
Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

УГОЛОВНОЕ ПРАВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Особенная часть

Бекмагамбетов А.Б. А. Б., Ревин В. П., Ревина В. В.,

§3. Военные преступления

Применение запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 163 УК РК).

Непосредственный объект – общественные отношения, обеспечивающие минимизацию вреда, причиняемого военными действиями (человеческих потерь, имущественного ущерба, страданий людей, уничтожения историко-культурного потенциала и т.д. ). В этих целях ст. 163 УК РК дает в соответствии с международно-правовыми документами открытый перечень запрещенных средств и методов ведения военных действий. Использованное законодателем понятием «война» не полностью охватывает круг случаев, когда совершенные деяния подпадают под действие ст. 163 УК РК. Не случайно в тексте статьи применяется другое понятие, носящее более широкий характер: «вооруженный конфликт». По буквальному смыслу дополнений, внесенных в 1977 г. в пакет Женевских конвенций 1949 г. , понятие запрещенных средств и методов ведения войны распространяется на любые вооруженные конфликты, связанные и не связанные с объявлением войны, в том числе на вооруженные конфликты внутригосударственного характера.

Объективная сторона деяния, предусмотренного ч.1 этой статьи, это – жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, их депортация, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение иных средств и методов, запрещенных международным договором Республики Казахстан. Часть 2 предусматривает применение оружия массового поражения. Таким образом, рассматриваемая статья не содержит основного и квалифицированного составов, налицо два самостоятельных состава, относящихся к категории особо тяжких.

Запрет жестокого обращения с военнопленными требует конкретизации в части круга лиц, защищаемых этим запретом. Исходя из предшествующего опыта человечества, Женевская конвенция 1949 г. относит к числу военнопленных не только личный состав вооруженных сил, но и добровольцев (но не наемников), ополченцев, восставшее против захватчиков население, но при условии открытого ими ношения оружия и соблюдения законов и обычаев войны. На положении военнопленных должны считаться также экипажи торгового флота и гражданской авиации, захваченные неприятелем. Жестокое обращение – это причинение не вызываемых военной необходимостью физических или нравственных страданий, в том числе пытки, эксперименты на людях, избиение, бесчеловечные условия содержания, унижение чести и достоинства и т.д. Появившиеся в уголовно-правовой литературе утверждения, что отсутствие физического насилия не позволяет применять квалификацию деяний как жестокого обращения1, не соответствуют международно-правовым документам. Даже пытка возможна путем применения психического, а не физического воздействия.

Гражданское население, жестокое обращение с которым также составляет объективную сторону деяния, запрещенного ст. 163 УК РК, – это любые лица, не участвующие в войне или ином вооруженном конфликте, независимо от того, являются ли они гражданами воюющей страны или других стран либо лицами без гражданства.

Запрещена под угрозой уголовной ответственности и депортация гражданского населения, т.е. его высылка с занятой территории, угон при отступлении и т.д. Но от депортации надо отличать: а) добровольную эвакуацию; б) действия воюющей стороны, направленные на предотвращение массовых потерь гражданского населения. Например, временное выселение из населенных пунктов, в которых предполагаются крупные боевые действия.

Один из вариантов объективной стороны рассматриваемого состава – разграбление национального имущества на оккупированной территории. Речь идет об организации воюющей стороной на занятой территории противника крупномасштабного изъятия и присвоения «по праву победителя» исторических и культурных ценностей, а равно материальной базы страны. Под этот запрет не подпадают действия, которые: а) предприняты с целью сохранения ценностей от случайностей военных действий; б) предусмотрены мирным договором, например в связи с репарациями; в) предусмотрены после безоговорочной капитуляции стороны, развязавшей агрессивную войну решением высшего органа стран – победительниц на оккупированной территории (с последующим закреплением в мирном договоре). Разрешение, которое дает военное или гражданское руководство военнослужащим, на захват и вывоз определенного количества имущества, в том числе «бесхозного», либо организация такого захвата и вывоз (например, складирование имущества трофейными командами с последующей раздачей военнослужащим или транспортировкой в другую страну) являются формой разграбления имущества в смысле ст. 163 УК РК.

Наконец, законодатель установил наказуемость и за иные нарушения законов и обычаев войны, но лишь для случаев, прямо предусмотренных международно-правовыми обязательствами Казахстана. Речь идет, например, о принудительном направлении военнопленных на предприятия, изготавливающие оружие, боеприпасы, иное военное имущество или на оборонные работы в прифронтовой полосе.

Субъективная сторона рассматриваемых деяний – прямой умысел на нарушение законов и обычаев войны или иного вооруженного конфликта. Мотив не имеет значения для квалификации, но важен для индивидуализации наказания (фанатизм, ложное понимание служебного долга, корысть, месть за погибших и т.д. ).

Субъектами рассматриваемых деяний могут быть как лица, отдающие приказы о нарушении законов и обычаев войны1, так и лица, организующие их исполнение, а равно совершающие действия, предусмотренные ст. 163 УК РК, по своей инициативе. Высказанное в литературе мнение, что речь идет только о высших политических и военных деятелях, не вытекает из смысла закона.

Часть 2 ст. 163 УК РК предусматривает ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международными договорами. Преступление является оконченным с момента запуска ракеты – носителя такого оружия, взлета воздушного судна с этим оружием, выпуска в сторону противника отравляющих или бактериологических веществ.

Наемничество (ст. 170 УК РК).

Непосредственным объектом наемничества являются отношения, обеспечивающие напряженность, нарушающие мир между государствами. Наемничество относится к группе военных преступлений, так как речь идет о нарушении законов и обычаев войны (применение запрещенных средств и методов ее ведения). Даже в тех случаях, когда действия, составляющие объективную сторону наемничества, совершаются до начала боевых действий, они направлены на нарушение законов войны.

Согласно примечанию к ст. 170 УК РК, воспроизводящему международно-правовое определение, наемником признается лицо:

а) не являющиеся гражданином государства, ведущего боевые действия, или не проживающее на его территории, а также не направленное на эту территорию для выполнения официальных обязанностей;

б) реализующие цель получения материального вознаграждения за участие в боевых действиях. Статья 170, как и ст. 356 УК РФ карает за наемничество, на войне, но и при любом вооруженном конфликте или военных действиях как межгосударственного, так и внутригосударственного характера.

Объективная сторона деяний, предусмотренных ст. 170 УК РК, устанавливает ответственность за вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно за его использование в боевых действиях. Наказуема вербовка, совершенная любым способом – от предложений и обещаний до принуждения. Финансирование или иное материальное обеспечение также наказуемо независимо от способов (предоставляется наемнику или его близким лицам денежных или иных материальных средств). Участие в вооруженном конфликте или военных действиях предполагает как непосредственное участие в боевых операциях, так и их обслуживание, например, связью, транспортом и т.д.

Квалифицирующие обстоятельства деяния вербовщика, предусмотренные ч.2 ст. 170 УК РК: использование служебного положения или в отношении несовершеннолетнего. В последнем случае представляется, что действия вербовщика должны по совокупности квалифицироваться и по ст. 132 УК РК. Наряду с ответственностью вербовщика предусматривается ответственность самого нанятого лица (наемника) за участие в вооруженном конфликте или военных действиях (ч.3 ст. 170 УК РК). Представляется, что это деяние окончено с момента включения наемника в состав вооруженных групп.

Субъективная сторона всех форм наемничества характеризуется прямым умыслом. Мотивация деяний, предусмотренных ст. 170 УК РК, может быть самой разнообразной – от корысти до чувства патриотизма. Она влияет на индивидуализацию ответственности и наказание.

Субъект преступления общий – вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, действующее как по поручению другого лица, организации, государства, так и по собственной инициативе. Субъект преступления, предусмотренного ч.3 ст. 170 УК РК, – специальный: лицо, завербованное в качестве наемника и включенное в вооруженное формирование. Данное преступление следует отграничивать от смежного состава – участия в иностранных вооруженных конфликтах (см. ниже).

Участие в иностранных вооруженных конфликтах
(ст. 172 УК РК).

Объективная сторона выражается в умышленном неправомерном участии лица – гражданина Республики Казахстан в вооруженном конфликте или военных действиях иностранного государства при обязательном отсутствии признаков наемничества. Пример: Подсудимый У. , являясь гражданином Республики Казахстан, в период с 14 июля по 01 декабря 2014 года участвовал в вооруженном конфликте и боевых действиях на территории иностранного государства – Донецкой области Украины, без признаков наемничества, при следующих обстоятельствах. Весной 2014 года У. , находясь в городе Атырау, после событий 2 мая 2014 года в городе Одессе Украины, связанных с массовыми убийствами и побоями жителей города, протестующих против действий официальной власти, решил выехать на Украину для оказания помощи русскому населению Донецкой области в борьбе за защиту конституционных прав и свобод мирного населения самопровозглашенной Донецкой Народной Республики (далее – ДНР). 8 июля 2014 года У. в социальной сети «ВКонтакте» нашел интернет-страницу «Рустам С. », где имелись электронные адреса для обращения лиц, желающих вступить в ополчение ДНР. В тот же день У. написал письмо на электронный адрес с просьбой принять его в ополчение ДНР. В ходе переписки У. предложили приехать в Российскую Федерацию в город Ростов-на-Дону для вступления в ряды ополчения ДНР. По прибытии в город он встретился с неустановленным следствием лицом в военной форме со знаками отличия ДНР и обратился к военному с просьбой принять его в ряды ополчения для участия в боевых действиях против Украинских Вооруженных Сил, на что получил согласие. После чего военный ДНР провел У. и других добровольцев в пункт сбора добровольцев в ополчение ДНР. Утром 14 июля 2014 года У. в составе взвода добровольцев, вступивших в ополчение под командованием неустановленного следствием лица с позывным «Спец», умышленно, незаконно пересек российско-украинскую государственную границу. Затем в составе взвода прибыл на Украину в город Донецк. Будучи в составе контрразведывательного батальона под командованием лица с позывным «Крот», воинской бригады генерала Петровского (Хмурый), расположенного на пересечении улиц Байдукова и Челюскинцев города Донецк, прошел курс первоначальной военной подготовки: обучался физической подготовке, владению автоматическим огнестрельным оружием, тактике ведения боевых действий, как в городской, так и пересеченной местности. По окончании военной подготовки он был определен в состав комендантского взвода контрразведывательного батальона ополчения ДНР. В обязанности комендантского взвода входило обеспечение безопасности на территории воинской части, охрана штаба части, воинских казарм, а также пресечение диверсионной деятельности Вооруженных сил Украины в отношении ополчения ДНР. При этом У. с целью пресечения возможной диверсионной деятельности был выдан самозарядный карабин Симонова (СКС), которым он владел с июля по октябрь 2014 года, заступал на боевое дежурство по охране воинской части. Затем, У. по инициативе матери перевелся в зенитно-стрелковый батальон первой Славянской бригады ополчения ДНР, расположенный в городе Комсомольске. По окончании военной подготовки он заступал на боевое дежурство по охране воздушного пространства над городом Комсомольск. Через некоторое время подсудимый У. по инициативе своей матери 1 декабря 2014 года обратился с рапортом об увольнении из «ополчения ДНР».
В тот же день незаконно пересек украинско-российскую государственную границу Украины и РФ, прибыв на территорию РФ1.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления специальный – вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, гражданин Республики Казахстан.


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674