Одними из приоритетных загрязнителей окружающей среды являются тяжелые металлы [5, 25]. Их влияние на различные органы и системы и участие в этиопатогенезе ряда заболеваний сегодня широко обсуждается в научной литературе. Известны сентибилизирующие свойства никеля, хрома, кобальта и их роль в развитии аллергического контактного дерматита, при эпикутанном нанесении солей этих металлов на кожу [9, 26].
Однако для токсичных металлов наиболее важными являются ингаляционный и энтеральный пути поступления [1]. Вместе с тем, экспериментальных сведений о влиянии тяжелых металлов на кожу и ее производные при энтеральном поступлении единичны. Имеются лишь отдельные работы, в которых дана оценка воздействия на кожу высоких доз перорально вводимого цинка сульфата [45, 46]. Поэтому значительный интерес представляет изучение влияния солей тяжелых металлов на морфологию кожи и ее производных при энтеральном пути поступления.
О морфологических изменениях, являющихся результатом дефицита эссенциальных микроэлементов, баланс которых является критических для морфогенеза кожи [30], на тканевом уровне, известно немного. В связи с этим, представляется актуальной оценка возникающих при этом морфологических изменений в коже. Установить характер влияния дефицита эссенциальных микроэлементов на тканевом уровне возможно в экспериментальных условиях при использовании хелаторов металлов [38].
Известно, что тканевой гомеостаз определяется балансом между процессами пролиферации и апоптоза [6]. Особую роль в их регуляции играют эссенциальные металлы, такие как цинк, железо и медь [43]. Экспериментальные работы, преимущественно выполненные
на модели грызунов, установили модулирующий эффект на пролиферацию и апоптоз клеток различных органов и других металлов, включая токсичные никель, хром и свинец [52, 53, 47]. Однако особенности пролиферативной активности и апоптоза эпителиальных клеток кожи и ее придатков при воздействии металлов, поступающих в живые организмы энтеральным путем, в доступной научной литературе не представлены.