Работа с семьей, испытывающей различного рода неблагополучие – самый важный этап профилактики насилия в семье.
Т.И. Шульга описывает четыре шага специалиста в работе с семьей [46]:
Первый шаг – осознание существующих проблем. Специалисту важно понять, почему семья не хочет никаких перемен в жизни. Он должен видеть, куда уходит положительный потенциал семьи, на что она растрачивает свои силы, которые могли бы быть направлены на выполнение семейных функций, в том числе воспитательных.
Второй шаг – работа с окружением семьи, поиск лиц, могущих оказать поддержку семье и направить внимание семьи на выполнение воспитательных функций.
Третий шаг в работе специалиста направлен на анализ того, как члены семьи отрицают травму и вытесняют проблемы и чувства, связанные с ней. Подавленные чувства блокируют формирование теплых привязанностей, отсутствие которых погружает членов семьи в состояние ярости, агрессии, недовольства и т.д.
Четвертый шаг направлен на выявление насилия и пренебрежения по отношению к детям и другим членам семьи. В такой семье специалисты находят заброшенных детей, которые нуждаются в защите и опеке. Семья не выполняет своих функций, так как все силы семьи уходят на то, чтобы пережить и скрыть факт насилия от специалистов.
С семьями, в которых выявлено жестокое обращение с детьми, работает целая группа специалистов из разных служб и ведомств, так как семья нуждается в комплексной помощи.
В прил. 6 приведен базовый опросник по изучению осведомленности специалистов о проблеме насилия [33]. Опросник может оказать помощь специалистам в анализе того, насколько остро стоит проблема насилия в вверенных им территориальных единицах, как организовано взаимодействие служб, насколько они четко и согласованно работают, какие есть потребности в услугах служб защиты детей у населения и насколько они доступны, о степени подготовки специалистов к работе с проблемой насилия в семьях.
Несмотря на то, что в течение какого-то периода времени сами члены семьи не могут взять на себя заботу о своей семье, перекладывая ее на плечи специалистов, важной задачей является передача ответственности за свое физическое, социальное и психологическое благополучие самой семье.
Необходимо отметить, что работать с неблагополучными семьями крайне сложно ввиду комплексности ее проблем, эмоциональной ранимости и закрытости ее участников. Поэтому необходимо быть крайне внимательным к семье не торопить события; поэтапно, предельно четко и понятно для членов семьи ставить и согласовывать с ними задачи; контролировать ситуацию принятия помощи и корректировать свои действия, если оказывается сопротивление в принятии помощи.
Зарубежный опыт демонстрирует эффективную модель работы с семьями, имеющими ребенка с поведенческими расстройствами.
Эта модель состоит из нескольких этапов [42]:
Этап 1. Признание проблем в семье. Родителям сложно признать существующую ситуацию, они полны противоречивых чувств и реакций. Особое внимание специалистов должно быть приковано к переживанию родителями гнева, страха потерять контроль, самобичеванию, депрессии и изоляции.
Этап 2. Замена отчаяния надеждой. На этом этапе родителей учат новым стратегиям воспитания, ненасильственным методам дисциплины.
Этап 3. «Укрощение мечты». На этом этапе родители сталкиваются с фактом, что чудес не бывает и осознают, что им придется умерить свои ожидания относительно ребенка, быть реалистичными и не торопить события. Несмотря на временное улучшение отношений с ребенком, родителям объясняют, что хроническая природа проблем будет требовать к себе постоянного внимания.
Этап 4. «Подгонка обуви под размер». Родители уже хорошо владеют воспитательными методами и технологиями, но могут возникнуть трудности с пониманием того, как их использовать на практике, применительно к своей семье и возрасту ребенка. На этом этапе происходит адаптация воспитательного арсенала к конкретному ребенку.
Этап 5. Эффективные копинг-стратегии. Родители начинают демонстрировать в реальной жизни семьи свою эффективность. Овладение эффективными копинг-стратегиями предполагает, что родители привыкли к трудной работе родителя-воспитателя, научились принимать и уважать ребенка, знают как восстанавливать силы и получают поддержку от специалистов родителей во время групповой формы работы, вследствие чего снижается ощущение социальной изоляции.
Эффективная работа с родителями в рамках вышеописанной бихевиористической модели предполагает обучение родителей игре с детьми. В игре происходит эмоциональное сближение родителя и ребенка, начинает формироваться интерес друг к другу и доверие. Также родитель отрабатывает навыки похвалы, установления границ с ребенком. Применительно к некоторым детям с поведенческими расстройствами – эффективны материальные и социальные вознаграждения. Оппозиционно настроенные дети используют целый арсенал раздражающих форм поведения: они ноют, спорят, дразнят, устраивают истерики. Родители таких детей научаются использовать игнорирование таких форм поведения своих детей. Часто этого достаточно чтобы подобное поведение исчезло. Игнорирование не означает полного прерывания контакта с ребенком, это достаточно сложный навык, основанный на нескольких правилах:
• Родитель должен избегать прямого зрительного контакта с ребенком и обсуждений.
• Отойти от ребенка на расстояние, но оставаться в этой же комнате.
• Быть мягким, когда игнорирует.
• Быть последовательным
• Сочетать игнорирование с отвлечением внимания ребенка.
• Вновь начать общаться с ребенком, как только плохой эпизод завершится.
• Использовать игнорирование для ограниченного количества форм поведения.
• Уделять внимание хорошему поведению ребенка.
Принцип игнорирования как воспитательной меры основан на том, что поведение ребенка поддерживается вниманием, которое ребенок получает. Когда же родители внешне не реагируют на оппозиционное поведение ребенка, мотив такого поведения у ребенка пропадает.
Крайней формой родительского игнорирования является тайм-аут. Использовать его надо крайне редко, только в случаях проблем высоко накала: драки, пинки и другое разрушительное поведение. Тайм-аут – это кратковременное удаление ребенка от всех источников положительного подкрепления, особенно от внимания взрослых. Несмотря на дискомфортность этого метода для родителей и детей, он предупреждает родителей от тех негативных и бесполезных воздействий на ребенка, которые многие родители уже прошли: шлепки, угрозы, крики, переходящие в бессилие и отвержение ребенка.
Специалистам, работающим с родителями детей с поведенческими расстройствами важно обучить родителей тому, как сделать так, чтобы дети отвечали за совершенные ошибки и помогали родителям исправлять их последствия. И, наконец, родители должны понимать, что они являются примером для своих детей, которые «считывают» и повторяют их собственное поведение. Если родители ведут себя агрессивно, применяют насилие по отношению к детям, конфликтуют со своими близкими и вне круга семьи – именно такое поведение будут повторять дети.
Интересным представляется теоретическая модель помощи проблемным семьям, соотнесенная с методами терапии и представленная
К. Уэбстер – Страттон.
В данной работе мы представим схему усеченной, выделив из нее только факторы риска, методы терапии и опосредующие факторы [42, с. 71].
Таблица 6
Факторы риска проблемных семей, соотнесенные
с методами терапии (по К.Уэбстер – Страттон)
Факторы риска |
Методы терапии |
Опосредующие факторы |
Факторы риска, связанные с ребенком: – гиперактивность и проблемы с концентрацией внимания; – негативные атрибуции; – неразвитые социальные навыки; – неразвитые навыки решения проблем |
Тренинги для детей с использованием видеозаписи. Семейные тренинги |
Развитие социальной компетентности ребенка |
Факторы риска, связанные с семьей и окружением: – депрессия; – разлад между супругами; – изоляция/недостаток поддержки; – высокий уровень факторов стресса (негативные события, низкий социально– экономический статус); – неразвитые навыки адаптации; – неэффективные навыки воспитания |
Семейные тренинги. Тренинги на базе школы |
Компетентность родителей в вопросах воспитания и поддержка семьи |
Факторы риска, связанные со школой: – отсутствие у учителей эффективных навыков управления поведением; – низкий уровень взаимодействия с родителями |
Семейные тренинги. Тренинги на базе школы. Тренинги для детей |
Компетентность учителей и позитивные связи между семьей и школой |
Важным направлением профилактики насилия над детьми в семье является работа с эмоциональными проблемами родителей. В Центре по подготовке замещающих семей МГОУ разработан тренинг эмоциональной устойчивости родителей, представленный в прил. 7.
Тренинг направлен на повышение стрессоустойчивости и эмоциональной культуры родителей. Во время тренинга родители обучаются распознавать свои эмоции и эмоции ребенка, овладевают навыками регуляции своего эмоционального состояния в сложных ситуациях взаимодействия с ребенком.