Открытое письмо всем ответственным политическим деятелям
Элиса Миллера [31]
«…Сегодня, вряд ли кто-нибудь станет утверждать, что нам следует унижать детей, дурно с ними обращаться. Тем не менее, большинство родителей все еще считает, что шлепок – эффективная и безвредная мера воздействия. Широко распространенное убеждение, будто ребенку можно объяснить, «что такое хорошо и что такое плохо» при помощи шлепка, старо как сама культура. И все же новейшие исследования показывают, насколько оно ошибочно. Наносимый ребенку удар – всегда унижение, воспроизведение практики рабства. С воспитательной точки зрения, это неэффективная мера воздействия, поскольку вызывает в ребенке страх, а ни одно существо не может обучиться подобающему поведению в состоянии испуга.
Дети, и это важно, хорошо обучаются на примере взрослых. Шлепая их, мы учим их не тому, что имеем в виду, а насилию, невежеству и лицемерию. Ребенок быстро научается поступать так, как когда-то научились поступать мы сами: сначала подчиняться более сильному, проявить послушание из-за страха, подавить в себе болезненное чувство унижения; затем, примерно через двадцать лет, прикрыть собственную слабость насилием, оказаться неспособным к миролюбивому поведению, прийти к убеждению, что детей нужно шлепать для их собственного блага. Они отвергнут все логические доводы, называя их «излишними нежностями», начнут бить собственных детей без сомнения, без сожаления. Внутреннее усилие, предпринимаемое ими с тем, чтобы заглушить испытанные в детстве страдания, станет основным препятствием на пути к пониманию: избиение является унижением для ребенка в любом возрасте….
Если спросить взрослого человека, почему его били в детстве, он не найдет убедительного ответа…Ему редко придет на память конкретный инцидент, какой-либо поучительный момент, потому что он был слишком напуган, чтобы запоминать. Однако теперь он старается, вопреки всякой логике, заставить своего трехлетнего ребенка запомнить урок, преподаваемый в виде шлепков…
Мы не можем винить поколения наших отцов и дедов за то, что они завещали нам неверную педагогическую идею, поскольку в их время не существовало такой информации, которая могла бы показать ошибочность этой идеи. Но у нас сегодня такая информация имеется. Мы не сможем сделать невинное лицо, когда последующие поколения станут обвинять нас в том, что мы отвернулись от информации, которая была доступна нам и проста для понимания. …Последние научные данные должны быть приняты во внимание. Изменения в мозге подвергающегося избиениям ребенка сегодня можно продемонстрировать на экране компьютера.
Насилие в отношении ребенка рождает в итоге склонное к насилию, больное общество. Настоящая власть отказывается от унижения как средства воздействия. Ее средства управления обществом – обсуждение и понимание, доверие, уважение, защита слабых. Она даст ребенку защиту и помощь, и когда он вырастет, то превратится в ответственного взрослого, которому будут чужды месть, война и диктатура, который захочет вернуть другим то, что он сам когда-то получил от своих воспитателей: защиту и уважение».