Изучение ландшафтов обсохшего дна Арала основывалось на дешифрировании аэро- и космоснимков, сопоставлении топокарт различных лет издания, полевых и лабораторных исследованиях. Аэро- и космофотоматериалы имеются только на южную часть территории вышедшую из-под уровня моря к 1990 г. Более поздних аэро- и космоснимков нет. При дешифрировании аэроснимков масштаба 1:35000, прежде всего выделялись площади с различным геоморфологическим и геологическим строением, которые переносились на масштабированные фотосхемы масштаба 1:125000, а с них на топокарты масштаба 1:100000 и 1:200000, затем изучались и уточнялись при проведении наземных маршрутов. Кроме геолого-геоморфологических особенностей в районах ранней осушки и, особенно, вдоль коренного берега, по аэроснимкам были выделены площади с различной степенью зарастания кустарниками.
По аэро- и космоснимкам (залеты 1995 г.) были нанесены на карты Муйнакский, Рыбацкий водоемы, ограничивающие их дамбы и близкий к современному контур озера Жылтырбас. Эти объекты отсутствуют на последних, изданных в 1985–1986 гг., топокартах масштаба 1:200000. Материалы аэросъемки позволили также выявить и оконтурить места прорывов и временного стока в море вод из озера Судочье, Муйнакского водоема, Думалака и Жылтырбаса.
Сопоставление топокарт различных лет изданий дало возможность установить характер изменения природной среды и, особенно, таких наиболее динамичных ее компонентов как конфигурация береговой линии отступающего моря, скорость и направленность эолового преобразования обсыхающего дна, т.к. эоловые пески и их формы являются одним из основных компонентов рельефа, отражаемого на топокартах. Были проанализированы топокарты 1960 г., отвечающие полному Аралу уровня 53 м абс. Затем 1979 г. – 47 м абс, 1986 г. – 41 м абс. Береговая линия 1990 г. – 38,2 м абс. была нанесена с космоснимков этого года залетов. На северной части территории, т.е. осушки после 1990 г., где топооснова отсутствует были проведены топогеодезические работы. Это позволило установить абсолютные отметки обсохшего дна, отбить береговую линию и определить уровень Аральского моря, который на 12 декабря 1997 г. равнялся 35,67 м абс. В конце 2000 года уровень Арала по данным Гидромета составил 32,58 м абс. (октябрь).
Ландшафтные исследования обсохшего дна проводились методом площадной съемки и по сети меридиональных и широтных профилей в масштабе 1:100000 и 1:200000. Было пройдено 22 меридиональных и ряд широтных профилей, которые осуществлялись на основе нивелирования (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Ландшафтный профиль обсохшего дна Аральского моря (Аджибайский залив)
Опорные меридиональные профили на юге начинались, как правило, от коренного берега, а на севере заканчивались у современной береговой линии, или в 3–5 км от моря, когда подойти к нему по жидкому и вязкому илу было практически невозможно. Расстояние между профилями не превышало 4–5 км, а между точками наблюдения и отбора проб грунта на различные виды анализов 2–3 км и менее. Аэрометоды, продольное и поперечное профилирование позволили откартировать все наблюдаемые площадные природные объекты. Главное внимание при полевых исследованиях уделялось комплексному изучению основных свойств ландшафтов: геологическому строению, вещественному составу и засоленности почво-грунтов, рельефу, рельефообразующих процессов, характеру растительных ассоциаций.
Выявлялась закономерность приуроченности различных элементов рельефа к различным по генезису четвертичным образованиям, а также зависимость характера растительности от рельефа, состава донных отложений и времени осушки. Отложения обсохшего дна моря изучались по многочисленным закопушкам, шурфам и керну скважин. Основное внимание уделялось структурным и текстурным особенностям четвертичных отложений, необходимым для выявления их генетической принадлежности.
При документации закопушек, шурфов и скважин из различных литологических разностей пород отбирались образцы на механический и минералогический анализы, а для определения засоления почв и пород зоны аэрации, образцы передавались на водные вытяжки в лабораторию. Результаты лабораторных анализов были использованы при характеристике пород и почв. Описание донных отложений, рельефа, различных экзогенных процессов и документация шурфов сопровождались зарисовками и фотографированием. Данные маршрутных исследований, в процессе которых были выявлены закономерности строения и распространения донных отложений, и результаты лабораторных анализов были использованы при построении карты четвертичных отложений района исследований. Составлена она по принятой методике и отражает возраст, генетическую принадлежность и вещественный состав четвертичных отложений обсохшего дна Арала.
Геоморфологические исследования заключались в изучении наблюдаемых форм рельефа, описании их внешнего облика (морфологии), установлении их размеров, уклонов и расчлененности (морфометрии), определении их происхождения (генезиса), выявлении стадий развития, последовательности и времени образования (возраста). По результатам этих исследований составлена геоморфологическая карта. В основу ее построения положен метод картирования однородных поверхностей, каждая из которых получает морфологическую, генетическую и возрастную характеристику (Ганешин и др., 1977). При определении генезиса рельефа основное внимание было уделено выявлению ведущих и второстепенных рельефообразующих процессов. К ведущим отнесены те, с которыми связано возникновение данной формы, к второстепенным – процессы усложняющие ее строение.
Динамика развития эоловых процессов изучалась, главным образом, путем разовых натурных наблюдений за скоростью и объемом перемещаемого песка во время бурь и сильного ветра. Кроме того, при характеристике эоловых процессов были использованы данные режимных наблюдений на полигонах, проводимые Б.И. Пинхасовым и др. (1997).
Большое внимание при ландшафтных исследованиях было уделено изучению гидрогеологических условий обсохшего дна моря. По результатам опробования многочисленных шурфов и скважин составлена гидрогеологическая карта. На ней отражено распространение первых от поверхности водоносных горизонтов и комплексов, глубина залегания, направление движения (гидроизогипсы), минерализация и химический состав подземных вод.
Результаты проведения всех вышеперечисленных исследований позволили выделить объективно существующие ПТК.