Последствием усыхания Арала, помимо изменений морфометрических, гидрологических и других параметров, было образование на месте осушенного дна огромной пустыни площадью к настоящему времени почти 5 млн. га [Духовный и др., 2008]. Ландшафтно-геоморфологические свойства этой пустыни различны в разных частях бывшей акватории моря и зависят от характера ветровых и иных атмосферных воздействий и других факторов. Они также зависят от того, насколько долго тот или иной участок дна находился в осушенном состоянии, и в какой стадии осолонения находилось море в момент обнажения этого участка.
Автор работы [Рафиков, 1982], выделяет следующие основные типы ландшафтов обсохшего дна:
1) слабо наклоненная пляжевая площадь из песков с глубиной грунтовых вод 0–0,5 м с почвами в виде опесчаненых маршевых солончаков – занимает 3 % площади;
2) то же, при глубине грунтовых вод 0,5–2,0 м с почвами в виде луговых опесчаненых солончаков – 22 % площади;
3) то же, при глубине грунтовых вод 2,0–3,0 с песчаными солончаками – 49 % площади;
4) перемежающиеся соляные пятна в песках – 3 % площади;
5) песчаные барханы, подстилаемые суглинками и супесями при глубине грунтовых вод ниже 5–7,0 м – 23 % площади.
Этот обширный круг вопросов не находился в фокусе наших исследований, однако некоторые данные были получены. Несмотря на свою очевидную неполноту, эти данные, с нашей точки зрения, могут представлять интерес, особенно учитывая, что опубликованная ранее информация на эту тему весьма ограничена.
Для исследований сезонных изменений ландшафтов бывшего дна моря на основе спутниковых изображений на кафедре картографии и геоинформатики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова была составлена карта природно-территориальных комплексов Приаралья на 2002 г. [Кравцова, Мудря, 2004].
По спутниковым снимкам, сделанным в 2002 г, прослежены сезонные изменения ландшафтов и составлена серия карт сезонных изменений
состояния природно-территориальных комплексов (см. [Ginzburg et al., 2009]). Эти карты отражают фенологические изменения растительности окружающих пустынь, для которых характерна весенняя и раннелетняя зеленая «волна» растительности и позднелетнее и осеннее выгорание растительного покрова. Карты показывают также асинхронность фенологического развития растительности пустынь и тростниковых зарослей в дельтах рек, возобновляющих вегетацию позже, к лету, и завершающих ее также позже, осенью.
Состояние природно-территориальных комплексов меняется с просыханием грунта после зимне-весеннего увлажнения [Kravtsova, 2006]. Режим засоления территории тесно связан с изменением увлажнения. Весной увлажнена широкая 20–30-километровая зона низких террас вокруг моря. По ее краю, благодаря испарению, образуется солевая корка, окаймляющая увлажненную поверхность террас сплошной полосой шириной 2–10 км.
Рис. 4.1. Сезонные изменения увлажнения и засоления бывшего морского дна в 2002 г.Береговая линия: 1 – в 1961 г.; 2 – в 2002 г. Участки бывшего морского дна: 3 – сильно увлажненные; 4 – увлажненные; 5 – сухие; 6 – солевые корки; 7 – участки выпадения солей в результате развевания солевых корок
По мере просыхания территории корка высыхает, эродируется ветром, являясь источником солевых бурь, и постепенно разрушается. Через 2–3 месяца она распадается на отдельные фрагменты и окрестные территории покрываются налетом солей. К концу лета ее остатки полностью исчезают. Параллельно с разрушением первой полосы солевой корки (весенней, наиболее мощной), по мере просыхания низких террас, по краю сужающейся увлажненной полосы образуются новые солевые корки, вначале влажные, а потом высыхающие и испытывающие разрушение дефляционными процессами. Некоторое время существуют одновременно две или даже три полосы солевых корок, каждая из которых находится на разной стадии в цикле формирования по краю увлажненной террасы, высыхания и затем дефляционного разрушения (рис. 4.1).
Таким образом, основные процессы динамики территории бывшего морского дна связаны с режимом ее увлажнения и засоления, просыханием грунта и образованием, а затем разрушением солевых корок по краю сужающейся увлажненной полосы.