Экономический образ мышления – составная часть разработки управленческого решения. Это не простая сумма экономических знаний, а осознанные и применяемые на практике ориентиры экономического поведения [46].
Эти ориентиры исходят из двух источников: во-первых, из выводов экономической науки; во-вторых, из опыта повседневной жизни, накапливаемого в семье, в быту. В первом случае речь идет о научном, во втором – об обыденном мышлении. Противоречие между ними вполне естественно и служит одним из источников развития мышления, направленного на принятие эффективных управленческих решений.
Экономическое мышление, как опосредованное познание корпоративной деятельности, выявляет наиболее существенные и закономерные связи между явлениями. Уровень мышления определяется степенью познания этих связей, умением переходить от поверхностных, случайных, видимых невооруженным взглядом явлений к глубинным, наиболее существенным, закономерным, повторяющимся и значимым связям [52].
Познание – усвоение – поведение – таковы основные ступени экономического мышления. Отмеченное касается его субъектов (и прежде всего лиц, принимающих управленческие решения).
Еще одним понятием, имеющим отношение к рассматриваемому вопросу, является сознание данного лица. Конкретно оно связано с его экономическим образом мышления.
На рис. 22 показана направленность исследования экономического сознания, мышления и управленческой деятельности, осуществляемой субъектами рыночных отношений. Здесь – конкретно – выделены пункты:
1) исследование сущности сознания;
2) методологические основы исследования экономического сознания;
3) основные направления исследования, их содержание и связь.
Направления эти имеют непосредственное отношение к исследуемой нами проблеме. Это: сознание и культура (в том числе и экономическая), сознание и мышление, сознание и управленческая деятельность, имеющая непосредственное отношение к организации управленческого решения.
В качестве обобщения приведем основные положения, определяющие экономический образ мышления. Они выделены нами на основе критического анализа результатов исследования П. Хейне [46]. Положения эти следующие.
1. Экономическое мышление отрицает подход в терминах «все или ничего».
2. Экономическое мышление не признает никаких объективных стоимостей… только действиям присущи затраты.
3. Спрос – это понятие, которое связывает покупаемые блага с теми жертвами, которые приходится делать при этом.
4. Ценой, которая уже уплачена, экономисты не интересуются, называя ее необратимыми затратами. …в рамках экономического мышления это вообще не затраты, так как они не связаны ни с какой возможностью выбора.
5. Правильный подход при расчете затрат заключается не в том, чтобы оглядываться на прошлое, а в том, чтобы смотреть вперед, в будущее.
Рис. 22. Направленность исследования экономического сознания, мышления и управленческой деятельности, осуществляемой субъектами рыночных отношений
6. Слово «предельный» – фундаментально для экономического мышления, потому что экономические решения всегда предполагают предельные сопоставления.
7. В ценах концентрируется колоссальное количество информации, суммирующей широкий диапазон альтернатив, и они, в свою очередь, направляют выбор тех, кто принимает решения.
8. Вопрос не в том, что на самом деле более эффективно, а в том, у кого есть право принимать определенное (экономическое) решение.
9. Для принятия решения первостепенное значение имеют ожидаемые предельные издержки, потому что они отражают сравнительные преимущества альтернативных решений.
10. Ожидания руководят действиями субъектов экономических отношений… Формируют ожидание права собственности.
11. Экономический рост состоит не в увеличении производства вещей, а в увеличении богатства – всего того, что люди ценят… лучшим примером этого является торговля (обмен).
12. Экономическое мышление по своей сути – альтернативно-стоимостное.
13. Источников прибылей являются менеджерские решения, предугадывающие будущее точнее других.
14. Уделять внимание – значит отказываться от каких-либо ценных возможностей. Именно поэтому хозяйствующие субъекты ведут себя «невнимательно», когда они сами ничего не выигрывают.
15. Формы конкуренции задают возможности размещения ресурсов и присвоения выгод от их использования.
16. Когда правилами игры установлены понятные и устойчивые права собственности, они в неявном виде определяют, каким образом в процессе принятия решений будут оцениваться выгоды и издержки.
В качестве определенного заключения подчеркнем, что данные положения полностью согласуются с модельным представлением экономики принятия решений. Можно также согласиться и с тем, что хозяйственные решения в большинстве случаев принимаются не по критерию максимизации денежного дохода и не исходя из чисто рациональных расчетов, а на основе сложного комплекса индивидуальных и коллективных предпочтений, опыта и интуиции субъектов [25]. «Максимизация доходов и сугубо рациональный расчет «встроены» в этот «интегральный» механизм принятия решений как его элементы и промежуточные звенья».
Подчеркнем также, что психический склад субъектов экономических отношений весьма различен, и некоторая их часть действительно ставит во главу угла максимизацию денежного дохода, ограничивая и подавляя при этом другие жизненные потенции. Такого рода субъектов называют экономическими субъектами, принимающими хозяйственные решения исходя из экономического образа мышления, о котором и шла речь выше.