ДОБЫЧА, ПЕРЕРАБОТКА и ИССЛЕДОВАНИЕ ГРОЗНЕНСКОЙ НЕФТИ в течение XIX – начало ХХ веков
Ахмадова Х. Х., Мусаева М. А., Сыркин А. М., Махмудова Л. Ш., Такаева М. А.,
Начало формирования Грозненского нефтепромышленного района как крупного центра нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности относится к началу 90-х годов XIX века, когда в 1893 году на территории нынешнего Старопромысловского района ударил мощный фонтан нефти. С этого времени и до 1920 г. в нем было добыто свыше 1 миллиарда 228 пудов нефти [9, 10].
История добычи нефти из этих скважин началась в начале октября 1893 г., открывая собой страницу становления крупной промышленной добычи и переработки грозненской нефти. С целью увеличения добычи нефти А.И. Ахвердов совместно с геологом А.М. Коншиным провел исследования почвы и заложил первую в Грозном буровую скважину на участке без номера, арендуемым Ахвердовым и Киреевым у ст. Алхан-Юртовской, расположенном в 100 м от южной границы войскового.
Ахвердов Иосиф Аветович – владикавказский адвокат и предприниматель, который заложил в Грозном первые буровые скважины, вместо существовавших тогда примитивных нефтяных колодцев. В 1896 г. основал фирму «А.И. Ахвердов и К°» и стал абсолютным лидером грозненской нефтепромышленности, добывая примерно 50 % всей местной нефти. Акции компании находились в руках бельгийской фирмы Societe Amonyme des Petroles de Groznui.
Именно после грандиозных ахвердовских нефтяных фонтанов в Чечне и появились всемирно известные биржевые миллионеры, предприниматели, в том числе и Эммануил Нобель. Именно после Ахвердова инвестиции, в том числе и иностранные, широкой волной хлынули в Грозненский нефтяной район.
Для повышения эффективности работы бура Ахвердов впервые в этом районе применил паровой двигатель. Бурение первой скважины производилось ударно-штанговым методом.
Все это стало возможным лишь после того, когда под общим руководством инженера Л.И. Баскакова и непосредственным наблюдением горного инженера Григория Караханова была произведена разведка шурфом.
Баскаков Лев Иванович – горный инженер. Скважина, пробуренная на Старых промыслах под руководством горного инженера Л.И. Баскакова мастером Н.П. Муравьевым, положила начало грозненской нефтяной промышленности.
Его заслуги пока малоизучены и недостаточно оценены [74].
Результаты изысканий оказались благоприятными для закладки буровой. Первая буровая скважина № 1/1 фирмы «И.А. Ахвердов и К°» была пробурена бригадой буровых рабочих во главе с бакинским мастером Н.П. Муравьевым 28 июня 1893 г. Руководил работами инженер Л.И. Баскаков [75].
На бурение скважины, которая была обсажена одним рядом труб диаметром 0,65 м, было затрачено 100 дней.
6 октября 1893 г. из глубины в 62 сажени скважина № 1/1 на Алхан-Юртовском станичном участке дала нефть с суточным дебитом около 450 тыс. пудов (~ 7,5 тыс. т). Мощный нефтяной фонтан бил со страшной силой из глубины более 132 м на высоту более 21 м [76]. Этот нефтяной фонтан содержал большое количество до 75 % сернистой воды. При фонтанировании выбрасывалось также большое количество сланца и песка.
Никаких изоляционных работ на скважине не производилось, не было подготовлено ни земляных амбаров, ни оборудования для сбора и вывоза нефти. В результате поток нефти растекался по балкам и далее по Алханчуртской долине, впитываясь в почву, испаряясь и почти полностью теряясь. Рабочих для строительства дамб и земляных амбаров не хватало. 22 октября 1893 г. были вызваны воинские части, которые собрали около 3 тыс. тонн нефти.
Этот нефтяной фонтан явился предвестником мощного развития грозненской нефтяной промышленности [77].
В Грозном в канун 75-летнего юбилея этой скважины 17 ноября 1968 г. на 17-м участке Старых промыслов был сооружен памятный обелиск в виде металлической стеллы высотой 21 м, на переднем
торце которой укреплен макет бурового инструмента, которым бурилась скважина (рис. 4.1) [20].
Рис. 4.1. Обелиск, установленный
на месте первой скважины,
положившей начало развитию грозненской нефтяной промышленности
На этом историческом участке в 1893 г. под руководством мастера Муравьева и инженера Баскакова была пробурена скважина, давшая первую Грозненскую промышленную нефть.
Второй фонтан забил 17 но-ября 1893 г. с глубины 58–60 м, с дебитом 800 тыс. пуд. (12,8 тыс. т) нефти в сутки. Появление фонтана с такой незначительной глубины было настолько неожиданным, что все буровые инструменты остались в скважине. Под напором нефти, кусков мергеля и песка крыша буровой вышки была сорвана.
Нефть наподобие горной реки устремилась по ложу балки к выходу ее на долину р. Нефтянки, залив все окрестные холмы.
Для заграждения балки поперек ее в длину 120 м был насыпан земляной вал в толщину до 10 м, высоту более 12 м, вмещавший более 15 млн пудов нефти.
На подходе к обелиску установлен бетонный блок, на котором выгравирована надпись [20]:
«Товарищ!
90 служащих И.А. Ахвердова, бессменно работая в течение суток, отстаивали напор громадного озера нефти. В течение 5–6 суток фонтан продолжал выбрасывать до 400 000–500 000 пуд., потом по 100 000 пуд. легкой нефти без малейшей примеси воды – удельным весом – 0,873–0,875 [78].
22 ноября 1893 г. Русановский телеграфировал в Областное правление: «На войсковом участке бьет страшный фонтан с глубины 27 саженей. Нас залило нефтью» [79].
Только за три года эта скважина выбросила чистой нефти около 65 млн пудов [45].
Вскоре после этого на участках, принадлежавших Терскому войску, задействовали два новых фонтана. А спустя несколько месяцев, в 1894 г. на грозненском участке с глубины 45 и 47 саженей забили еще две скважины, давшие в том году до 4 млн пудов чистой нефти [45].
Однако наибольший интерес представляет другая скважина Ахвердова – за № 7. 27 августа 1895 г. на участке И.А. Ахвердова № 977 из скважины № 7 с глубины 141 м ударил фонтан, который превзошел все ожидания. В первое время (3 дня) эта скважина выдавала до 1 млн пудов нефти в сутки. В течение трех лет из этой скважины было выброшено чистой нефти без примеси воды до 60 млн пудов [20, 80, 81].
По мнению специалистов, в то время это был крупнейший в мире фонтан по объему выброшенной нефти.
Мировая промышленность того времени знала только две такие идентичные по величине, интенсивности и продолжительности выброса нефти случаи – фонтан в Калифорнии (США) и нефтяной фонтан Ахвердова в Грозном [82].
Этот грандиозный фонтан грозненской нефти явился первой экологической катастрофой, о величине которой можно судить из материала газеты «Терские ведомости» от 13 сентября 1895 г. [20]: «Нефть разносится дующими переменными ветрами по всем направлениям до одной версты и окружности и поливает в изобилии соседние промыслы. Воздух настолько сильно насыщен газами, особенно в ущельях, что трудно им дышать. Обстановка грозит пожарами при малейшей неосторожности с огнем».
6 сентября плотина земляного амбара не выдержала и рухнула. Нефть стремительно потекла по степи к реке Нефтянка. Грозненский нефтепад бушевал, представляя собой редкое зрелище. Шум нефтепада был так силен, что нужно было кричать, чтобы быть расслышанным. Работали 2000 подвод и 400 рабочих.
Собравшаяся в первом земляном амбаре нефть полностью затопила скважины № 2, 3, 4, 6.
При этом вышки скважин № 3 и 6 были полностью скрыты под уровнем нефти даже в 1896 г.
Горный инженер Е.М. Юшкин писал: «…фонтан скв. 7 Ахвердова (27 августа 1895 г.) поверг в прах все недавние сомнения в жизненности грозненского нефтяного дела». Эта скважина фонтанировала до конца 1898 г. и дала за три года ≈ 1 млн т чистой нефти.
Этот фонтан привлек внимание крупных нефтепромышленников всего мира. В 1897 г. осматривать эту скважину как феномен в нефтедобыче того времени приезжали участники Международного геологического конгресса. В момент их посещения суточный дебит скважины составлял 400 т [20].
В общей сложности в 1893 г. добыча нефти на скважинах Ахвердова достигла 8,3 млн пудов нефти, а в 1895 г. 28116 тыс. пудов [45].
И.А. Ахвердов становится видной фигурой в мире нефтяного предпринимательства. О его промыслах заговорила мировая пресса.
Городу Грозному предвещали большое будущее. Грозный становится в ряд наиболее перспективных районов мира по добыче «черного золота».
Мощные фонтаны и высокое качество грозненских нефтей привлекли в Грозный бельгийские, немецкие, французские, английские и другие капиталы. Стоимость нефтяных участков возросла до невиданных размеров.
После открытия большой нефти в Грозном в девяностых годах XIX в. довольно быстро и достаточно широко начала развиваться нефтеперерабатывающая промышленность со строительством новых нефтеперерабатывающих установок – кубовых батарей и первых нефтеперегонных заводов недалеко от нефтепромыслов.
К началу XX в. Грозный становится одним из важнейших нефтепромышленных центров Кавказа, снабжавших нефтью и нефтепродуктами, не только российский рынок, но и рынки ряда западноевропейских стран.
Быстрое развитие грозненской нефтяной промышленности в конце XIX – начале ХХ в. можно объяснить технической революцией – коренными изменениями в технике нефтяного дела: введением паровых двигателей, парового бурения, появлением нефтяных скважин, тартальных станков, разнообразного подсобного хозяйства, совершенных железных нефтехранилищ, современных способов транспортировки нефти по трубопроводам, образованием самостоятельного заводского района с заводами для переработки добываемой нефти [9].
Образование заводского района отдельно от нефтяных районов было новым шагом в развитии грозненской нефтяной промышленности.
В 1895 г. в Грозном было одновременно начато строительство 3-х керосиновых заводов: общества «И.А. Ахвердов и К°», «Успех» и «Общества Владикавказской железной дороги» [9, 13–22, 83].
Первый грозненский нефтеперегонный завод общества «И.А. Ахвердов и К°» был построен в 1895 г., и начал регулярно работать с сентября 1899 г. Общество «И.А. Ахвердов и К°» позже превратилось в крупнейшее бельгийское предприятие. В советское время этот нефтеперегонный завод был переименован в 1-й Государственный керосиновый завод.
Одновременно с ахвердовским заводом был построен в 1895 г. второй грозненский нефтеперегонный завод «Успех» Д.И. Исаковича. Владельцем завода был грозненский купец Николаев, который и дал ему многообещающее название «Успех» [9]. Однако особых успехов завод не имел. Владелец его разорился и завод переходил из рук в руки.
Третий завод общества Владикавказской железной дороги был построен в июне 1896 г. В советское время был переименован во 2-й Государственный керосиновый завод.
Так, в 90-х годах XIX в. начал формироваться заводской район г. Грозного.
В начале ХХ в. строительство грозненских нефтеперерабатывающих заводов расширялось. Так, в апреле 1902 г. было начато строительство завода общества Казбекский Синдикат, который в советское время носил название Государственный керосиновый завод.
Грозненские заводы копировались тогда по типу бакинских, в расчете, главным образом, на продукцию керосина. Также в Грозном строились трубопроводы, закрытые нефтехранилища и резервуары.
Грозненская нефтепромышленность располагала в это время четырьмя нефтепроводами от старых промыслов к заводским хранилищам и необходимыми инсталляциями для хранения нефтепродуктов.
В 1901 г. на всех заводах было 44 железных хранилища, емкостью около 4 млн пудов и 36 приемников, мерников и отстойников. «На трех действовавших тогда заводах – писал Н.С. Жидков, – число непрерывно действовавших и периодических кубов было 23 с общей емкостью, примерно в 23 000 кубических футов». Вся эта система в 1901 году обслуживалась 47 паровыми котлами мощностью в 503 л.с. и 44 паровыми насосами [12].
Три завода в 1900 г. могли перерабатывать около 60 млн пудов сырья в год. Однако в 1899 г. заводы переработали только 14 млн пудов сырья [9].
Заводами за десятилетие с 1890 г. по 1900 г. было переработано в 72 раза больше нефти, чем за все время переработки грозненской нефти до 1890 г., хотя заводы в 1900 г. были загружены только на 30 %. В отличие от Баку, где в начальный период, после отмены откупной системы и возникновения нефтеперегонной промышленности, возникло около 200 заводов, среди которых большая часть состояла из одного куба периодического действия [9, 51], в Грозном сразу стали строиться довольно крупные нефтеперегонные заводы с батареями непрерывного действия.
Табл. 4.1 показывает, что за 9 лет развития грозненского района значительно выросла добыча, бурение и переработка грозненской нефти с производством керосина и мазута.
Документальные данные, архивные материалы заводов и их лабораторий, были почти полностью уничтожены во время гражданской войны. По тем данным, которые удалось собрать автору [15] в 1921–1925 гг. им частично восстановлена история этого периода (конца 90-х годов XIX – начало XX в.), главным образом в отношении переработки нефти и ее заводского использования.
Сведения о заводской переработке грозненской нефти этого периода приводятся в 1-м томе «Трудов Центральной Лаборатории Грознефти» [19] и источниках [16, 84].
Таблица 4.1
Сравнительные данные о развитие Грозненского и Бакинского районов в период 1893-1901 годы [9]
Годы |
Грозненский район |
Бакинский район |
|||||||||||
Добыто нефти, млн пуд. |
Кол-во скважин, находившихся в бурении |
Средняя глубина скважины, сажени |
Пробурено саженей |
Кол-во нефтеперегонных заводов |
Производительность заводов, млн пуд |
Переработано заводами нефти, млн пуд |
Получено, млн пудов |
Добыто нефти, млн пуд |
Пробурено саженей керосина |
Получено, |
|||
мазута |
керосина |
мазута |
керосина |
||||||||||
1893 |
8,0 |
2 |
344,5 |
14880 |
143,0 |
85,6 |
|||||||
1894 |
5,24 |
1 |
1 |
0,4 |
308,5 |
20000 |
193,0 |
70,9 |
|||||
1895 |
28,4 |
6 |
2 |
30,0 |
400,9 |
12859 |
180,4 |
80,8 |
|||||
1896 |
21,8 |
6 |
64 |
3 |
70,0 |
408,8 |
20763 |
185,0 |
86,5 |
||||
1897 |
18,5 |
15 |
66 |
3 |
–//– |
424,0 |
39847 |
221,7 |
90,4 |
||||
1898 |
18,5 |
27 |
124 |
2876 |
3 |
–//– |
489,0 |
65511 |
242,4 |
94,7 |
|||
1899 |
26,22 |
39 |
119 |
2848 |
3 |
–//– |
14,0 |
12,0 |
1,4 |
590,0 |
81823 |
244,9 |
103,2 |
1900 |
30,7 |
34 |
130 |
6192 |
3 |
–//– |
18,52 |
14,3 |
1,8 |
601,0 |
83140 |
264,4 |
123,9 |
1901 |
34,9 |
43 |
132 |
7636 |
3 |
–//– |
16,0 |
1,57 |
667,1 |
75783 |
309,3 |
128,7 |
На грозненских заводах в конце XIX – начале XX в. перерабатывались в основном нефти двух типов, хотя добываемая в этот период в Грозненском районе нефть отличалась большим разнообразием качеств [12].
Грозненская нефть одного типа характеризовалась выходом керосина максимум 20–22 %, при этом получались остатки удельного веса 0,940 – 0,945, с большой вязкостью (так называемый смазочный мазут), непригодные для употребления в качестве топлива.
Другая, более типичная для Грозного нефть, добываемая с более глубоких горизонтов, была богата содержанием бензина. Она давала выход керосинового дистиллята удельного веса 0,808–0,812 в количестве 27–30 % после очистки.
Нефтяные остатки от переработки этого типа грозненской нефти удельного веса 0,830–0,932 получались с вязкостью, очень близкой к вязкости остатков от переработки бакинской нефти.
В начале работа грозненских заводов была направлена на получение двух продуктов: керосина и мазута.
На бензин спрос был небольшой, и отбирался только самый легкий бензин. Тяжелые части фракции бензина оставлялись в керосиновой фракции (до 50 %)и весьма улучшали его качество.
Промежуточной фракцией между бензином и керосином была лигроиновая фракция, которая получалась в довольно значительных количествах (3–4 % от нефти) [15]. Этот продукт с трудом находил себе применение и сбыт: как материал для топлива он был огнеопасен; как примесь к бензину, мазуту или керосину – нежелателен, так как ухудшал качества, которые от них тогда требовались [15].
Бензин в начале своей выработки на заводах не имел определенных рыночных норм. Заводы сами вырабатывали и устанавливали эти нормы для рынка. В основном нормы устанавливались для удельного веса. Так, до 1900 г. бензин 1-го сорта имел удельный вес – 0,710; бензин 2-го сорта – так называемый «безакцизный» – до 0,740 (фактически около 0,730).
Перевозили бензин в основном в деревянных бочках. Бензиновые цистерны начали применяться в 1908–1909 гг. в основном на Владикавказской железной дороге.
Другие железные дороги эти цистерны дальше Ростова и Новороссийска не пускали, обосновывая отсутствием соответствующих договоров и по совершенно курьезным мотивам, именно по мотивам огнеопасности, предпочитая цистернам традиционные деревянные бочки [15].
Общая потребность рынка в бензинах выражалась до 1900 г. в количестве 10–12 тыс. т в год. Около 1902–1904 гг. все сорта бензинов были обложены акцизом.
Это объяснялось более высоким уровнем развития к этому времени техники и технологий в нефтяной промышленности и привлечением крупных капиталов в грозненскую промышленность.