Научная электронная библиотека
Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

4.3. Проектирование модели профессионального поведения на основе оценки социальных установок личности врача

Процесс профессионализации врача как субъекта труда неразрывно связан с общим процессом социализации личности. Профессиональная деятельность во многом детерминируется социокультурной средой, социальным статусом индивида, принятыми в обществе ценностями, личными жизненными планами (гл 1). М.Вебер рассматривал статус как показатель жизненных шансов и предлагал учитывать его как отличный от класса способ измерения уровней социальной стратификации. В современной интерпретации социальный статус врача, как его позиция, определяемая по совокупности прав и обязанностей, социальных ожиданий, устойчивых норм поведения, безусловно, обусловлена особенностями функционирования системы здравоохранения [137].

Задачи настоящего исследования не предусматривают комплексную оценку социального статуса врача, но, безусловно, затрагивают отдельные его характеристики в контексте основных критериев: экономического, профессионально-должностного, престижности, и особенно - социально-психологического [134]. Кроме того, в социологической теории статус определяется не только размером и структурой доходов, но и индивидуальными и семейными стратегиями достижения соответствующего материального положения.

В связи с этим, исследование социальных установок врачей, представляет интерес в плане прогнозирования профессионального поведения – вариантов исполнения профессиональной роли. Профессиональная роль, являясь частью социального ролевого репертуара, на современном этапе модернизации врачебной профессии, представляет достаточно сложную модель профессионального поведения.

Основными характеристиками социальной роли по Парсонсу являются масштаб, способ получения, уровень эмоциональности, формализация и мотивация. Реализация аналитических задач нашего исследования обязывает кратко остановиться на каждом элементе.

Масштаб профессиональной роли врача на первый взгляд сводится к узкому кругу специфических вопросов и является ограниченным. В то же время диапазон межличностных отношений достаточно широк и представлен следующими видами социального взаимодействия (А.В.Решетников):

  • врач внутри коллектива врачей (врач-врач),
  • врач внутри профессионального сообщества (специалист-специалист),
  • врач в контексте отношений с пациентами (врач-пациент, больной),
  • врач в контексте отношения к себе как врач.

Выполнение этих элементов ролевого репертуара во многом зависят от коммуникативной техники, ряд недостатков которой было отмечено при оценке коммуникативного модуля врачей.

Способ получения рассматриваемой роли обусловлен достигаемым социальным статусом врача, т.е. требует от индивида существенных усилий, и тесно связан с понятиями вертикальной и горизонтальной профессиональной мобильности. В этой связи представляет интерес высокая оценка врачами экспертами креативного модуля блока социально значимых ПЗК.

Уровень эмоциональности профессиональной роли врача зависит от профиля врачебной деятельности. Специфика хирургической специальности требует от врача эмоциональной сдержанности. В тоже время такие механизмы социальной перцепции, необходимые для реализации профессиональной роли, как эмпатия и аттракция подразумевают наличие определенной эмоциональности. В свою очередь, рассмотренная оценка коммуникативных проблем по методике В.Бойко показала эмоциональные проблемы у значительной части исследуемой выборки.

Формализация как дескриптивная характеристика роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Формализацию отношений в системе врач-пациент адекватно отражает тезис Т.Парсонса о том, что профессиональная культура институциализирует универсалистские стандарты оказания услуг, не обращая внимания на партикуляристские характеристики пациента (гл.1). Для врачебной профессии необходимы и формальные отношения между коллегами для согласованности действий на конвенциальном уровне – особенно, для ряда врачебных специальностей (например, врачебно-сестринские операционные бригады). Рассматривая врачебный коллектив с позиций микросоциума (гл.1), безусловно, нельзя исключить ролевые конфликты на этом уровне, вызванными именно «неформальными» взаимодействиями, что было продемонстрировано в ряде исследований (гл.1).

Мотивации профессиональной роли Т.Парсонс уделял принципиальное значение, определяя в качестве «заключительного центрального критерия» профессиональной роли (гл.1) альтруистическую мотивацию труда. В связи с этим мы провели в модельных группах врачей диагностику социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере по методике О.Ф. Потемкиной. Согласно полученным результатам (таб.4.3.1.) средние значения по шкале альтруизм-эгоизм для всех врачей составили соответственно 5,12±0,56 и 3,42±0,52 (р<0,05).

Обращает внимание, что для врачей лечебного профиля (хирургов и терапевтов) средние значения показателей альтруизма достоверно выше, чем аналогичные показатели эгоизма, что свидетельствует о выраженной альтруистической направленности личности исследуемых. В группе врачей нелечебного профиля показатели альтруизма также выше, чем показатели эгоизма, но эти различия не имеют достоверного характера (р>0,05). Выявленная «ориентация на альтруизм», по Т.Парсонсу является основным признаком профессионализма (гл.1), и, безусловно, позволяет положительно оценить социальные установки исследуемой выборки врачей. Именно личность, ориентирующаяся на альтруистические ценности, соответствует социальным экспектациям по отношению к представителям врачебной профессии. Доминирование альтруистических ценностей предусматривается и в других профессиях социономического типа, в частности, отмеченное у врачей нелечебного профиля (рис.4.3.1).

Таблица 4.3.1

Средние значения показателей социально-психологических установок в модельных группах врачей (по О.Ф.Потемкиной)

Модельные группы врачей

Средние значения показателей социально-психологических установок, М±m

Альтруизм

Эгоизм

Процесс

Результат

Хирурги

5,53±0,59*

3,08±0,52*

5,59±0,64

5,58±0,57

Терапевты

5,01±0,58**

3,21±0,61**

5,31±0,56

6,21±0,78

Врачи нелечебного профиля

4,82±0,56

3,68±0,64

5,33±0,63

5,22±0,75

* - р<0,05 – между показателями альтруизма и эгоизма в группе хирургов;

** - р<0,05 – между показателями альтруизма и эгоизма в группе терапевтов.

Таблица 4.3.2

Распределение врачей согласно социально-психологическим установкам в модельных группах (в процентах)

Модельные группы врачей

Число лиц с преобладающей ориентацией по шкалам социально-психологических установок (в процентах)

Альтруизм

Эгоизм

Равные

Процесс

Результат

Равные

Хирурги

83,3*

16,7**

0

33,2

41,5

25,3

Терапевты

69,2

15,4**

15,4

15,4

53,8

30,8

Врачи НП

59,3*

31,5**

9,2

50,1

45,4

4,5

* - р<0,05 между показателями альтруизма хирургов и врачей нелечебного профиля; ** - р<0,05 между показателями эгоизма врачей нелечебного профиля и аналогичными показателями врачей групп хирургов и терапевтов; см. также объяснения в тексте

Согласно данным распределительного анализа (табл.4.3.2) в модельных группах врачей лечебных профилей большинство лиц имеет альтруистические ориентации, р<0,05 (рис. 4.3.1).

.

.

.

Рис. 4.3.1. Распределение лиц по шкале альтруизм-эгоизм в модельных группах

Обращает внимание, что среди врачей нелечебного профиля лица с альтруистической ориентацией представляют примерно половину модельной группы, а число лиц с установкой на эгоизм больше, чем в группах врачей лечебных профилей (р<0,05).

Полученные данные вполне конгруэнтны показателям средних значений по рассматриваемой шкале - в группе врачей лечебного профиля альтруистические ценности имеют доминирующие позиции.

Согласно экспертной оценке социально значимые свойства личности отнесены к градациям «необходимые» и «значимые» (р>0,05 для врачей разных профилей), в частности – чувство долга, ответственность за других, способность к состраданию, чуткость, милосердие и т.п. Эксперты-хирурги, в отличие от терапевтов, отнесли к ПЗК также «способность к самопожертвованию». С этих позиций, выявленные социально-психологические ориентации на эгоизм у 15-17% врачей лечебных профилей могут быть рассмотрены как проявления профессиональных деструкций и, возможно, являются маркером негативных социальных тенденций: утраты ценностей российского менталитета, ориентацию на западную систему ценностей и т.п.

Средние значения по шкале процесс-результат примерно равны – соответственно 5,53±0,56 и 5,58±0,66 (р>0,05). Достоверное преобладание лиц с ориентацией на результат выявлено в модельной группе терапевтов, р<0,05. В остальных группах лица с «ориентацией на процесс» и «на результат» встречаются примерно одинаково часто, р>0,05.

Согласно О.Ф.Потемкиной, большинство людей ориентированы на процесс, менее задумываются над достижением результата, их процессуальная направленность часто препятствует их результативности, ими больше движет интерес к делу. Следовательно, можно предположить, что среди врачей-хирургов встречаются как процессуально направленные (более целеустремленные) личности, так и энтузиасты, получающие моральное удовлетворение от интереса, любви к своей профессии.

Личности, ориентирующиеся на результат, считаются одними из самых «надежных», так как они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам и неудачам.

Диагностика социально-психологической направленности личности по шкале процесс-результат может быть использована для прогнозирования толерантности к профессиональным стрессорам. В ходе изучения качеств личности, как медиаторов профессионального стресса, было доказано существование двух личностных типов, обладающих разной устойчивостью к стрессу (Barling & Boswell, 1995). Тип А – люди настроенные на конкуренцию, лидерство, постоянно ощущающие дефицит времени. Люди типа Б в меньшей степени беспокоятся о времени, они «играют ради удовольствия, а не выигрыша», они могут расслабляться и отдыхать, не испытывая при этом чувства вины. Лица типа А имеют более высокую частоту пульса в положении стоя, чем лица типа Б; у них в два раза выше вероятность развития сердечно-сосудистых заболеваний. Согласно исследованиям Райт (Wright, 1988) у лиц типа А отмечается высокая потребность в достижении, они не способны контролировать себя при воздействии профессиональных стрессогенных факторов. Согласно рассмотренной концепции, лиц типа А, в группе хирургов 41,5% , терапевтов - 53,8%, что в целом характеризует сниженную толерантность к профессиональному стрессу у значительной части выборки.

Личность профессионала многими исследователями рассматривается с позиций особого социального слоя (И.Н.Иванова, П.В.Романов, 2004), характеристиками которого являются не только профессиональная компетентность, но и наличие определенного комплекса поведения, обеспечивающего профессиональную идентичность, исполнение определенных служебных обязанностей на благо общества. В этом плане для медицинских профессий актуальным аспектом является оценка значимости здорового образа жизни (ЗОЖ), формирование которого у населения является важнейшей задачей современной медицинской науки и практики, определяющей ее профилактическое направление, функцию «социального контроля» (Т.Парсонс, М.Фуко, гл.1). Безусловно, ведущая роль в системе гигиенического воспитания населения отводится представителям врачебной профессии. При этом для успешной реализации врачами своих функций в этой системе важно адекватное, осознанное их отношение к ЗОЖ. В качестве одного из индикаторов отношения специалистов к ЗОЖ можно рассматривать их оценку значимости рациональной организации жизни не только для здоровья, но и для профессиональной деятельности.

Для выполнения поставленной задачи респондентам из групп врачей лечебного профиля предлагалось оценить значение здорового образа жизни (ЗОЖ) и отдельных его элементов для успешности практической деятельности врача по трехбалльной шкале: незначимы (0), малозначимы (1), значимы (2), необходимы (3). Согласно полученным результатам (рис.4), средний балл при оценке значимости ЗОЖ для профессиональной деятельности врачей соответствовал градации «значимый», при этом для врачей-хирургов он составил 2,25±0,12, для врачей-терапевтов – 1,81±0,34 (р>0,05). В то же время такой элемент ЗОЖ как регулярные занятия спортом врачи-хирурги, оценили как «значимый» для успешной профессиональной деятельности (2,25±0,17 балла), а врачи-терапевты – как «незначимый» (0,92±0,12 балла; р<0, 001).

.

Рис. 4.3.2. Значение элементов здорового образа жизни для успешной профессиональной деятельности в оценках врачей разного профиля

По шкале ординат – баллы, по шкале абсцисс – элементы образа жизни: 1 – регулярные занятия спортом, 2 – отказ от курения, 3 – отказ от употребления алкоголя, 4 – отсутствие избыточного веса, 5 – значение соблюдения здорового образа жизни в целом

По мнению врачей обеих модельных групп, существенным фактором, деформирующим образ жизни, является употребление алкоголя. При этом, если терапевты оценили значимость этого фактора как «необходимый» (средний балл 2,63±0,15), то хирурги – как «значимый» (2,16±0,14; p<0,05). Табакокурение врачи модельных групп сочли менее значимым (средние баллы соответственно 1,63±0,12 и 1,7±0,14 (p>0,05).

Восприятие важности рационального питания для успешной профессиональной деятельности опосредовано определялось по оценке врачами значимости избыточного веса. Врачи-хирурги рассматривают этот показатель в качестве «значимого», а врачи-терапевты – «малозначимого» (р<0, 001).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в целом врачи разных специальностей достаточно высоко оценивают необходимость соблюдения здорового образа жизни для успешной самореализации в профессии. Это позволяет предположить, что участие медиков в формировании здорового образа жизни у пациентов не будет иметь формальный характер. В то же время отмечены неоправданно лояльное отношение врачей обеих групп к табакокурению, заниженная оценка значимости врачами хирургами употребления алкоголя, а врачами терапевтами - занятий спортом. Несмотря на различия в оценке необходимости регулярных занятий спортом, врачи-терапевты отметили как значимые, а врачи-хирурги как необходимые для профессиональной деятельности такие показатели функционального состояния организма, как выносливость и физическая работоспособность.

Исследование отношения к ЗОЖ врачей лечебных профилей выявило некоторые деформации в оценке его отдельных элементов, свидетельствующие о том, что сами врачи не всегда считают обязательным его соблюдение. Более того, врачи достаточно лояльно относятся к табакокурению и употреблению алкоголя, что противоречит социальным экспектациям, основанным на ментальных приоритетах (образ земского врача А.П.Чехова), и, безусловно, отражается на престиже врачебной профессии в целом и авторитетности врача среди пациентов, в частности.

Другой немаловажный элемент социализации – организация личности на уровне микросоциума, в частности, в формате семейных отношений. Проведенный социологический опрос врачей хирургического и терапевтического профилей показал, что врачи высоко оценили семейные отношения для успешной профессиональной реализации. Так, 24,9% хирургов и 27,2% терапевтов считают, что хорошие отношения в семье «необходимы для успешной профессиональной деятельности», и соответственно 49,7% и 36,4% - «имеют важное значение» для нее (р>0,05).

Результаты исследования значимости семейных отношений для профессиональной успешности врачей лечебных профилей подтвердили высокую вероятность влияния нормативных личных кризисов (Э.Ф.Зеер, гл.1), связанных с реализацией личных жизненных планов, на процесс профессионализации врача.


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674