Проведенный анализ полученных показателей приоритетных модулей профессионально значимых личностных качеств в модельных группах врачей позволяет эксплицировать ряд профессиональных социально-психологических деформаций для рассматриваемого профессионального поля.
1. Отмеченное среди терапевтов преобладание в дихотомии «коммуникативные-организаторские качества» организаторских качеств, на фоне невысокого уровня коммуникативных качеств, можно интерпретировать как доминантность, выражающуюся в частичном удовлетворении потребности в аффилиации (власти), самоутверждении за счет других. Специфичность врачебной деятельности, требующая от профессионала специальных знаний и умений, может рассматриваться в качестве объективного условия для развития этой деформации. Профессионализму по своей сути присуща иерархия компетенций (гл.1) (Т.Парсонс) в отношениях эксперт-клиент, определяющая превосходство профессионала (эксперта) над реципиентом профессиональных услуг.
2. Выявленный низкий уровень коммуникативного контроля среди врачей всех модельных групп позволяет эксплицировать авторитарность, проявляемую в нетерпимости к критике, снижении рефлексии, излишней прямолинейности, проявлении высокомерия. Особенно выражена эта деформация в модельных группах хирургов и врачей нелечебного профиля, в которых распространены низкие показатели коммуникативной техники «выслушать собеседника». На наш взгляд, предпосылками для развития авторитарности является также Парсоновская модель взаимодействия врача и пациента. Превосходство врача особенно характерно для деятельности хирурга, когда не только здоровье, но и жизнь пациента может реально зависеть от его квалификации.
3. Рассмотренные деформации во многом обусловлены выявленными эмоциональными проблемами в общении, такими как негибкость, неадекватное проявление эмоций, неумение управлять эмоциями (особенно выраженными в модельной группе врачей нелечебного профиля, у которых отмечены – коммуникативные помехи 3 уровня). Нарушение техники общения на фоне эмоциональных проблем мы условно назвали коммуникативный комплекс.
4. Отмеченные среди врачей модельных групп в качестве коммуникативных помех такие, как нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе, эмоциональная и личностная отстраненность (симптомы СПВ), эгоистические социально-психологические ориентации обуславливают профессиональную индифферентность.
5. Профессиональный догматизм, выражаемый в завышенной самооценке и самоуверенности, обнаруживается в низком уровне рефлексии, особенно по отношению к блоку социально-значимых ПЗК, неоднозначном отношении врачей к здоровому образу жизни.
6. В модельных группах врачей терапевтического и нелечебного профилей отмечен низкий уровень риск-рефлексии, интерпретируемый как ориентированность личности на заданность поведения и стереотипы, позволяющую в качестве профессиональной деформации выделить консерватизм.
7. Отмеченная среди врачей социально-психологическая ориентация на эгоизм (особенно распространенная среди врачей нелечебного профиля, 31,5%), а также такие симптомы СПВ, как редукция профессиональных обязанностей и эмоционально-нравственная дезориентация, обуславливают утрату эмпатии, психологическую безучастность врача, профессиональные действия которого, социально экспектируемые как проявление заботы о пациенте (сбор анамнеза, жалобы) трансформируются в социальное лицемерие.
8. Регистрируемый в модельной группе начальников низкий уровень коммуникативного контроля, социально-психологическая ориентация на эгоизм, позволяют предположить в качестве профессиональной деформации ролевой экспансионизм, который проявляется в жестком ролевом поведении, нежелании понять другого человека, безапелляционных суждениях.
Согласно современным представлениям (гл.1), рассмотренные деформации могут быть представлены группами:
1.Общепрофессиональные: авторитарность, коммуникативный комплекс, профессиональная индифферентность, профессиональный догматизм, социальное лицемерие.
2. Специальные: доминантность и консерватизм - для терапевтов, ролевой экспансионизм - для врачей-руководителей.