В развитии МС четко прослеживается наследственная предрасположенность. Генетические факторы риска могут заключаться в конституциональных особенностях состава мышечных волокон, распределении жира, активности и чувствительности к инсулину основных ферментов углеводного и жирового обмена. Генетическая предрасположенность к формированию МС определяется несколькими группами генов-кандидатов [6].
В одну из этих групп входят гены, продукты которых определяют повышенные уровни глюкозы. Количество генов-кандидатов, которые потенциально могут влиять на действие инсулина, очень велико. Как в сигнальной цепочке действия инсулина, так и в процессах захвата и метаболизма глюкозы участвуют различные белки, любое изменение которых может влиять на чувствительность к инсулину. Однако к настоящему времени только для гена, кодирующего рецептор, активируемый пролифе-раторами пероксисом типа Р2 (PPARG2) обнаружена достоверная ассоциация с пониженной чувствительностью периферических клеток к инсулину. Кроме того, в эту группу следует включить гены, ассоциированные с развитием СД 2-го типа, а именно: гены, играющие важную роль в транспорте инсулина через мембрану β-клеток поджелудочной железы KCNJ11 (кодирует белок Kir6.2) и АВСС8 (кодирует рецептор сульфонилмочевины SUR1); гены, продукты которых кальпаин 10 и транскрипционный фактор 7, подобный фактору 2, вовлечены в регуляцию гемостаза глюкозы через сигнальный канал типа Wnt (CAPN10 и TGF7L2) [26].
Отдельно следует выделить группу генов, продукты которых регулируют обмен липидов и развитие ожирения. В настоящее время предполагается, что с развитием МС могут быть ассоциированы гены, кодирующие аполипопротеин A-V (APO A5), переносчик жирных кислот CD36, связанный с мембранами клеток (FAT), белок, связывающий жирные кислоты в клетках кишечника (FABP2), микросомальный переносчик ТГ жирных кислот (ATGL), адипонектин (ADIPOQ), и рецептор адипонектина типа 2 (ADIPOR2) [11].
К группе генов, для которых обнаружена достоверная ассоциация с эссенциальной гипертонией относятся гены, кодирующие ангиотензиноген (AGT), субъединицу β-белка G (GNB3) и NO-синтетазу клеток эндотелия сосудов (NOS3) [42]. Для реализации большинства поломок необходимы провоцирующие факторы внешней среды.
Избыточное питание.
В рационе современного человека стало меньше пищевых продуктов в их натуральном виде, а больше обработанных, требующих для приготовления значительного количества масла, а также блюд промышленного производства, богатых легкоусвояемыми углеводами. Свой негативный вклад в развитие заболевания вносят популяризация «быстрой еды» (фаст фуд), высококалорийных напитков и компьютеризация досуга. Наиболее важным фактором внешней среды является избыточное потребление жирной пищи, особенно животных жиров, содержащих насыщенные жирные кислоты.
Около 30-40% больных с ожирением имеют пищевые нарушения, среди которых наиболее часто встречаются гиперфаги-ческая реакция на стресс, компульсивная гиперфагия, углеводная жажда и предменструальная гиперфагия. Гиперфагическая реакция на стресс как пищевое нарушение проявляется тем, что при психоэмоциональном напряжении, волнении или сразу после окончания действия фактора, вызвавшего стресс, у человека резко усиливается аппетит, и появляется желание есть. При ком-пульсивной гиперфагии больные периодически без всяких причини или по причинам, ими не осознаваемым, потребляют большое количество пищи, чаще сладкой и жирной. К данному виду нарушений можно отнести ночную гиперфагию - императивное повышение аппетита в вечернее и ночное время. Для удовлетворения углеводной или пищевой жажды пациентам требуется одновременно сладкая и жирная пища (шоколад, мороженое, крем и т.д.). При ее отсутствии у пациентов развивается тягостное депрессивное состояние, напоминающее абстиненцию. Полагают, что механизмы возникновения пищевых нарушений связаны с нарушением трансмиссии серотонина в структурах головного мозга, отвечающих за регуляцию пищевого поведения.
Избыточное потребление жира может формироваться как передаваемая воспитанием семейная привычка питания. К сожалению, нарастает число семей с высокой частотой встречаемости ожирения.
Предрасположенность к развитию ожирения заключается именно в снижении способности к окислению жиров. Одна из возможных причин этого - состояние мышц и состав мышечных волокон. Основная масса жира в организме окисляется в мышечных ткани, в ее медленных и быстрых оксидативных волокнах, тогда как быстрые гликолитические волокна в мышцах лишены способности окислять жир. При преобладании этого типа волокон в мышцах способность к окислению липидов будет снижена. Показано, что у женщин быстрых волокон в среднем меньше чем у мужчин [11].
Гиподинамия.
Снижение физической активности - второй по значимости после переедания фактор внешней среды, способствующий развитию ожирения и ИР. При гиподинамии замедляются липо-лиз и утилизация ТГ в мышечной и жировой тканях и снижается транслокация транспортеров глюкозы в мышцах, что приводит к развитию ИР.
Артериальная гипертензия.
Артериальная гипертензия является одним из симптомов МС. В ряде случаев АГ может быть первичным звеном в патогенезе МС. Длительная, нелеченная или плохо леченная АГ вызывает ухудшение периферического кровообращения, что приводит к снижению чувствительности тканей к инсулину и, как следствие, к относительным ГИ и ИР [46].