Прикладные задачи динамики ледяного покрова
Козин В. М., Жесткая В. Д., Погорелова А. В., Чижиумов С. Д., Джабраилов М. Р., Морозов В. С., Кустов А. Н.,
Исследования напряженно-деформированного состояния ледяного покрова при воздействии на последний динамических нагрузок позволяют решить ряд прикладных проблем ледотехники, возникающих на замерзающих водных путях при эксплуатации гидротехнических и инженерных сооружений на речных и морских акваториях, а также при проведении мероприятий по предотвращению разрушительных наводнений в периоды ледохода и ледостава. В частности, большой интерес представляет вопрос о поведении ледяного покрова после воздействия на него импульсной нагрузки. С такой задачей приходится встречаться при проведении взрывных работ для предотвращения образования заторов и зажоров или для их разрушения.
Имеющиеся в настоящее время аналитические решения этой задачи [62, 124] получены лишь для сравнительно простых ледовых условий. Получение аналитических решений при достаточно сложной, как часто имеет место в реальных условиях, ледовой обстановке (произвольные очертания берегов водоема, переменная глубина водоема, неоднородность ледяного покрова и т.п.) или невозможно, или сопряжено с большими математическими трудностями. В этом плане перспективным представляется использование численного метода, данного в [40] (заметим, что при разработке алгоритма расчета, приведенного в [40], была принята реологическая модель Кельвина-Фойгта).
В качестве примера такого использования рассмотрим задачу по определению прогибов ледяного покрова при воздействии на него точечного ударного импульса, то есть внезапно приложенной силы P, действие которой продолжается в течение промежутка времени Dt, малого по сравнению с периодом собственных колебаний. При решении задачи, следуя [124], ледяной покров рассматривается как пластина, а вода считается идеальной несжимаемой жидкостью. Глубина водоема принимается постоянной.
В данном случае в дифференциальном уравнении колебаний ледяного покрова (4.8) следует принять
,
где U – ударный импульс, d(x,y) и d(t) – дельта-функции Дирака.
Алгоритм решения этой задачи построим аналогично тому, как это было сделано в [40] для другого случая воздействия на ледяной покров – при движении по нему нагрузки.
Если единственным воздействием на ледяной покров является ударная импульсная нагрузка при t = 0, следует прогиб пластины в начальный момент времени и вектор [P] в системе (4.21) принять равными нулю. Фактором, инициирующим движение системы, будет начальная скорость ледяной пластины, которую последняя получит в момент действия импульса.
Определение начальных скоростей точек пластины можно произвести на основе закона сохранения количества движения, согласно которому , где K – количество движения пластины, приобретенное в результате удара, - импульс силы.
Для решения этой задачи применим метод конечных элементов. В соответствии с ним прогиб пластины аппроксимируется выражением
,
где qi – узловые перемещения, Ni – функции формы, n – число узловых перемещений.
При определении начальных скоростей необходимо задаться законом их зависимости от координат x, y точек пластины. Будем считать, что скорости пропорциональны прогибам в точках пластины при статическом действии на нее сосредоточенной силы P в точке приложения импульса. Тогда распределение скоростей по площади пластины можно выразить формулой
, (4.40)
где - скорость пластины в точке удара; - статический прогиб пластины от действия силы P; - статический прогиб пластины в точке приложения P; xP, yP – координаты точки приложения P. Заметим, что при определении статического прогиба можно принимать P = 1, так как отношение не зависит от значения P.
Количество движения пластины теперь можно вычислить по формуле
,
где r - плотность льда; h – толщина ледяного покрова; интеграл берется по площади пластины S.
Обозначив число конечных элементов через m, из предыдущей формулы получим
, (4.41)
где - прогиб i-го конечного элемента; Si – площадь i-го конечного элемента.
Если число узловых перемещений конечного элемента равно ni, то
, (4.42)
где - узловые перемещения i-го конечного элемента, - его функции формы.
Подставляя (4.42) в (4.41), получим
.
Вводя обозначение
,
и учитывая, что K = U, получим следующее равенство для определения vP:
.
Найдя vP, по формуле (4.40) определим линейные скорости точек пластины и, в частности, скорости узлов сетки конечных элементов. Таким образом, будет получен вектор начальных скоростей, входящий в начальные условия задачи.
.
Рис. 4.9. Дискретная модель
В качестве примера приведем результаты предварительного теоретического расчета изложенным выше методом прогибов пластины при модельном эксперименте по исследованию реакции ледяного покрова на действие импульсной нагрузки. Ледяной покров моделируется резиновой пленкой толщиной 1 мм, которая имеет форму прямоугольной пластины длиной L = 2 м и шириной B = 1,2 м. Глубина водоема составляет 0,02 м. В расчет были заложены реальные параметры модели. При дискретизации пластина была разбита на квадратные конечные элементы (рис. 4.9). Значение импульса было принято равным 0,98·10-4 Н·с, точка его приложения находилась в центре пластины, его действие было направлено вверх.
На рис. 4.10 - 4.14 показаны графики прогибов на оси x пластины в разные моменты времени; на каждом графике указано время t, прошедшее с момента приложения импульса до данного момента. По графикам можно проследить развитие процесса деформирования ледяного покрова после приложения импульсной нагрузки.