Факты диффузии наземной Волги на реки РМЭ очевидны, поэтому в долгосрочной программе охраны природы марийского края еще 20 лет назад принята доктрина защиты левобережья от грязной Волги.
Загрязнение подземных водотоков происходит в десятки раз медленнее, но и восстановление их чистоты потребует громадных средств. Первым признаком активной диффузии являются влияние повышенного уровня грунтовых вод, например, на распространение комлевой гнили у лесных деревьев. Этот процесс наблюдается уже за сотни километров от Волги, на пгт. Шахунья и пгт. Советск Кировской обл.
Например, в п. Оршанка у г. Йошкар-Ола содержание сульфатов в подземных водах (рис. 1) повторяет динамику поверхностных вод.
Это указывает на процессы активной диффузии, и глиняная линза между поверхностными водами и руслом Древней Волги уже не выполняет свои защитные функции.
Статистическая модель содержания сульфатов в подземных водах под п. Оршанка является четырехчленным уравнением (рис. 1) вида
. (1)
Рис. 1. Фактические (точки) и расчетные (линии) содержания сульфатов в подземных (внизу) и поверхностных (вверху) водах по месяцам года
По первой части (1) характерен рост сульфатов, вторая составляющая отражает стрессовое возбуждение сульфатов по концентрации. Третья составляющая представлена в виде годичной волновой функции, где увеличение содержания сульфатов сменяется снижением.
Литература