Термин «метаморфизм» в 1830 г. предложил английский геолог Ч. Лайель. Дословно, «метаморфизм» (мета - изменение, морфа - форма) означает изменение формы, внешнего облика. В геологическом смысле под метаморфизмом в настоящее время понимают процесс изменение структуры и химического состава горных пород под влиянием высоких температур и давлений. В результате образуются мраморы, гнейсы, кристаллические сланцы и другие метаморфические породы.
К середине 18 века была установлена последовательность залегания горных пород. Самыми древними (находящимися внизу) принимались граниты. Выше их лежат гнейсы, затем кристаллические сланцы, песчаники, аргиллиты (сцементированная глина), известняки и завершают все глины, пески. В конце 18 века немецкий геолог А.Г. Вернер граниты, гнейсы и кристаллические сланцы, как сложенные кристаллами, назвал химическими породами, выкристаллизовавшимися из первичного соленого нагретого мирового океана. Ураганы, бушевавшие в атмосфере, разрушали химические породы до механических пород: песчаников, аргиллитов и конгломератов и др. Отсюда термин «выветривание».
По гипотезе Канта-Лапласа, утвердившейся в естествознании вначале 19 в., следовало, что охлаждение расплавленного земного шара привело к формированию твердой коры остывания - земной коры. Сложена она гранитами, гнейсами, кристаллическими сланцами. Их стали называть плутоническими породами. Продукты разрушения их сносились в море, образуя песчаники, известняки, аргиллиты, которые получили название нептунических.
Мощность (толщина) земной коры принималась 10 миль (16 км). Ниже - расплавленный первичный материал. Ч. Лайель и предположил, что поднимающееся из раскаленной внутренности Земли расплавленное вещество прокаливает жаром нептунические породы, изменяет их внешний облик, делая их метаморфическими: гнейсами, мраморами, кварцитами, кристаллическими сланцами.
Но затем выяснилось, что расплавленного материала в недрах земного шара нет. Там только твердые вещества. Основания для выделения метаморфизма и метаморфических пород оказались ложными, или метаморфизма, как геологического процесса, быть не может.
В части 3 было показано, что плотность горных пород с глубиной уменьшается, а не возрастает. Фактор повышения давления в каменной оболочке с глубиной оказался ложным.
В части 2 установлено отсутствие глубинной, эндогенной тепловой энергии. Поднимающиеся к поверхности термальные воды, лава нагреты тепловой, освобожденной солнечной энергией, запасенной глиной на поверхности в виде потенциальной, и выделившейся кинетической тепловой при перекристаллизации глины в гранит. Фактор наличия глубинной, эндогенной энергии, необходимой для метаморфизма, оказался ложным.
Типичной метаморфической породой считается гнейс. Посмотрим на него.
Какие признаки структуры и химического состава свидетельствуют о том, что гнейс - метаморфическая порода? Их нет. Хорошо видно, что гнейс сложен кристаллами. Кристаллическая структура гнейса указывает, что при его формировании (кристаллизации) тепловая энергия из вещества удалялась, а не добавлялась. Под влиянием высокой температуры вещества расплавилось бы, а не закристаллизовалось. Одни нелепости.
В школьных и вузовских учебниках сообщается, что гнейс образуется при метаморфизме гранита. Где в таком случае в литосфере должен лежат гнейс: ниже или выше гранита? Так как считается, что тепло поступает из глубины и с глубиной растет давление, то гнейс обязан формироваться ниже гранита. Но реальность противоположная: гнейс - гранито-гнейс - гранит.
Гнейс сложен кристаллами средних размеров, а гранит - крупнокристаллический. Энтропия чего больше? Гнейса, а не гранита. На глубине нет тепловой энергии.
Выше гнейса залегают кристаллические сланцы из мелких кристаллов. Они возникают при перекристаллизации аргиллита с увеличением размера кристаллов и удалением тепловой энергии. Плотность аргиллита - 2,90 г/см3, а кристаллических сланцев меньше - около 2,70.
Все согласны, что известняк с погружением в недра литосферы преобразуется в мрамор, последовательно становясь сначала кристаллическим известняком, затем мраморизованным известняком и, наконец, мрамором. С глубиной происходит перекристаллизация вещества из минерала кальцита с увеличением размера кристаллов. В известняке кристаллы кальцита не различимы простым глазом, а в мраморе хорошо видны крупные кристаллы кальцита. Могла бы такая реально наблюдаемая смена структуры от микрокристаллической до макрокристаллической произойти при переходе в более нагретую среду. Было бы расплавление вещества, а не перекристаллизация с увеличением кристаллов.
Таким образом, термин «метаморфизм», в связи с отсутствием воздействия на преобразующиеся горные породы эндогенной тепловой энергии (она в природе отсутствие) и литостатического давление (давление с глубиной уменьшается, а не возрастает), не находит отражения в реальности и представляет собой симулякр - копию геологического процесса, отсутствующего в природе.
Ноотиком (копией, имеющейся в природе), заменяющим метаморфизм, служит перекристаллизация горных пород с увеличением размера кристаллов.
Метаморфизм и метаморфические горные породы - нереальный мир природы.