Ученых и практиков всегда интересовали проблемы каждого конкретного человека. Например, какие экономические стимулы влияют на его выбор образования, занятия или места проживания; какие факторы определяют, отдаст ли преимущество человек работе; сколько часов он захочет работать; каково влияние разных программ профориентации и повышения квалификации на занятость и доход индивида и др.
В экономической теории первым подошел к реальному моделированию жизненного цикла получения доходов американский экономист Йорам Бен-Порэт. Результаты таких исследований он изложил в статье «Производство человеческого капитала и жизненный цикл получения доходов» (1967). В отличие от отмеченных попыток моделирования предложения работы с точки зрения человеческого капитала Дж.-Дж. Хекмену удалось сопоставить результаты в динамике, приблизив модель к реалиям хозяйственной жизни.
Хекман (Heckman) Джеймс-Джозеф (род. в 1944) - американский экономист, лауреат Нобелевской премии (2002). Родился в Чикаго.
В 1965 г. закончил колледж в Колорадо, получив диплом бакалавра математики. Учился на экономическом факультете Принстонского университета. В 1968 г. ему присвоена магистерская степень, а через три года он защитил докторскую диссертацию.
С 1971 г. Дж-Дж. Хекман - научный сотрудник Национального бюро экономических исследований США (с перерывом в течение 1985-1987 гг.). свою исследовательскую деятельность соединяет с преподавательской работой. Начинал ассистентом профессора в Колумбийском университете. На протяжении 1973-1977 гг. был адъюнкт - профессором Чикагского университета, после профессором экономики. Одновременно он - директор Социальной программы оценки ценностей в Школе общественной политики имени Харриса при этом же университете.
Признание ученому принесли работы, в которых сначала подвергались сомнению, а со временем были разрушены основы стандартных технологий статистического учета. Он доказал, что методам измерения таких явлений, как преимущества программ повышения квалификации, свойственны существенные недочеты, поскольку исследуемая группа формируется не случайно, а из людей, которые сами пожелали принять участие в программе. Статистические данные относительно «самовыбранных» групп не могут распространяться на основное население, потому что они не указывают, как бы повело себя лицо, если бы не принимало участия в программе.
Дж.-Дж. Хекман также применил экономическую теорию и вывел формулы, по которым можно оценивать неучтенную группу людей. Он использовал экономическую мотивацию тех, кто согласился на участие в тестах, для получения выводов о тех, кто участия в тестах не принимал. При этом он опирался на экономический постулат, который гласит, что все люди действуют, исходя из собственных интересов.
Он автор трех книг: «Широкий анализ данных рынка труда» (в соавторстве, 1985), «Производительность стандартов в правительственной бюрократии» (сборник трудов Чикагского университета), «Прочитанные лекции на широком анализе данных» (1997). Две монографии еще не опубликованы: «Оценка социальных программ: методологические и эмпирические выводы из опытных программ профессионального изучения» и «Экономические стимулы и правительственная бюрократия: могут ли стимулы в бюрократической системе соперничать с рыночной эффективностью». Дж.-Дж. Хекману принадлежат более 200 научных статей.
Дж.-Дж. Хекман - член Национальной академии наук США, Американского эконометрического общества и Академии искусств и наук, почетный магистр Йельского университета. Он входит во многие профессиональные и общественные организации, является редактором и членом редколлегий нескольких научных журналов. Награжден Американской экономической ассоциацией медалью имени Дж-Б. Кларка (1983).
В работе «Модель жизненного цикла получения доходов» (1976) Дж.-Дж. Хекмен развил модель жизненного цикла предложения труда, получения доходов, потребления и нерыночной выгоды от образования. Предложенная им схема дала возможность проследить изменения в поведении граждан на протяжении их жизненного цикла в зависимости от начального человеческого капитала и финансового богатства, рыночной процентной ставки, ставки налогов и способностей индивида. Такой подход обеспечил создание многоиндикаторной модели, параметры которой просто оцениваются, допуская перекрестное использование эмпирических данных из разных сфер.
Перекрестный подход был проиллюстрирован Дж.-Дж. Хекманом в работе «Оценка функций предложения труда» (1973, вместе с О. Эшенфелтером). В ней на основе «Обзора экономических возможностей» за 1967 г. оценивалось количество рабочего времени для 3203 человек - глав семей. Ученые связывают различия в часах работы с различиями в заработной плате и других доходов, а также с персональными характеристиками. Оцененная в среднем количестве рабочего времени и средней зарплате компенсационная эластичность равна 0,12, а доходный член - 0,27, что означает общую эластичность - 0,15. Выводы для незамужних женщин показывают другие результаты. Например, в статье «Прогноз цен, рыночная зарплата и предложение труда» Дж.-Дж. Хекман использовал перекрестные данные для 2100 белых замужних женщин (на основе того же «Обзора...» за 1967 г.) для определения функции предложения труда, которая позволяет неучастие на рынке труда, и выявил позитивный эффект замещения зарплаты.
Его исследования основываются на базовой модели домашнего хозяйства с одним работником. Как и в работах Й. Бен-Порэта, принципиальным аналитическим прогнозом в этой модели является то, что человеческий капитал функционирует на основе нейтрального внутреннего технического прогресса со временем как аргумента; что человеческий капитал воплощен в гражданах и является продуктивным как в рыночном смысле, так и в производстве себя (при условии, если он используется индивидом в свободное время). В отличие от модели Й. Бен-Порэта Дж.-Дж. Хекман считает, что человеческий капитал - это прямой источник потребительских выгод, поскольку он влияет на эффективность проведения свободного времени индивидом, использованного в его потреблении.
Описание производства человеческого капитала, которое отвечает нейтральной, по Харроду, модели Бен-Порэта, Дж.-Дж. Хекман подает в форме соотношения для темпа роста человеческого капитала, (Н):
H(t) = F[bJ(t)H(t), D(t)] - sH(t),
H(0) = H0,
где H(t) - величина человеческого капитала в определенный момент; b - коэффициент производительности; J(t) - время накопления человеческого капитала; D(t) - издержки купленных товаров на инвестиции в человеческий капитал; s - показательная ставка обесценивания человеческого капитала (норма амортизации).
Предусматривается, что производственная функция F только вогнутая. Кроме того, человеческий капитал, по мнению ученого, бывает продуктивным только тогда, когда потребитель использует свободное время для его производства. Отмеченное уравнение является динамическим ограничением поведения потребителя. Другим ограничением является бюджетное. Предусматривается, что на кредитном рынке действует процентная ставка и исполняется требования, согласно которому ценность финансовых вложений не является отрицательной (в конце жизни субъекта).
Важным научным вкладом Дж.-Дж. Хекмана явился анализ жизненного цикла типичного потребителя. В его модели выведены вековые профили параметров этого цикла. Он предвидел, что предельная полезность дохода остается фиксированной на протяжении жизни потребителя. Кроме того, считает ученый, процентная ставка, освобожденная от налога, превышает норму преимущества во времени, цена товаров остается постоянной в течение жизненного цикла и товары, как и эффективное время, являются нормальными. С помощью дифференциальных уравнений
Дж.-Дж. Хекман пришел к выводу, что потребление эффективного свободного времени и товаров растет монотонно в течение жизненного цикла потребителя. И как следствие - человеческий капитал повышает производительность времени на рынке и времени дома в одинаковой пропорции.
Из анализа инвестиционных взаимодействий, представленных в модели Дж.-Дж. Хекмана, вытекает, что выпуск человеческого капитала и издержки на его производство со временем монотонно уменьшаются. Издержки инвестиционного времени на такое производство с возрастом человека устремлены к нулю. Ученый доказывает: поскольку величина инвестиций в человеческий капитал одинакова для граждан, которые отличаются уровнем финансового богатства, то возрастной пик в часах работы одинаков для всех индивидов, поскольку максимум часов работы определяется как возраст, в котором постоянный темп эффективного свободного времени равен темпу роста заработной платы.
На основе анализа поведения модели Дж.-Дж. Хекман сделал несколько выводов:
1. Доказал ошибочность общепринятой точки зрения (Й. Бен-Порэт, 1967; М. Боскин, 1974), что налоги на доходы не способствуют накоплению человеческого капитала. Если налог на доходы уменьшает процентную ставку и снижает цену займа и если упущенные заработки как элемент инвестиционных издержек могут быть записаны как долги, то более высокие ставки налога на доходы стимулируют инвестиции в человеческий капитал и увеличивают истинную ценность потока будущих заработков.
2. Существуют различия в поведении белых и черных людей. Некоторые исследователи доказывали, что более высокая норма преимущества во времени (процентная ставка) у черных объясняется их более широкими (с большей амплитудой) возрастными профилями доходов (зарплаты), более низким уровнем образования и доходов, чем у белых. Если это так, то возрастные профили потребления у черных должны быть ослаблены, рассеяны и средний уровень потребления должен быть ниже, чем у белых.
3. Возрастной профиль годовых заработков имеет максимум в репрезентативных группах, а возрастной профиль почасовых заработков его не имеет. Модели человеческого капитала, в которых не рассматриваются изменения предложения труда на протяжении жизни гражданина, не могут объяснить этого явления. Дж.-Дж. Хекман на основе своей модели, в которую включено предложение труда, это сделал.
4. Выгода от более широкого взгляда на поведение потребителя обуславливает переоценку норм преимуществ во времени (неявных процентных ставок). Норма преимущества во времени оценена Дж.-Дж. Хекманом на уровне 18-20 %. Эта величина завышена в сравнении с предыдущими оценками, сделанными на основе данных о заработках такими учеными, как А. Хили (1976) и С. Розен (1976), полученных М. Фридманом (1957), К. Ландсбергером (1971) и Н. Дарби (1975), и дает доступное объяснение величин инвестиций потребителей в человеческий капитал.
Выводы Дж.-Дж. Хекмана подтверждают и то, что экономико-математическое моделирование жизненного цикла индивида дает возможность выявить взаимодействие разных факторов и параметров, влияющих на эффективность производства и возрастную динамику человеческого капитала. В частности, его модель помогла провести такой динамический анализ и эмпирическую проверку разных гипотез и предложений, сделанных в процессе их построения и анализа. С ее помощью выявляют условия и силу влияния налога на доходы на накопление человеческого капитала, объясняют динамику величины этого капитала и заработков людей, различных по размерам инвестиций в человеческий капитал, финансового богатства и способностям, норме преимущества во времени и по другим параметрам.
Построение экономико-математических моделей жизненного цикла человека дает возможность не только выявить теоретические аспекты и механизмы производства и использования человеческого капитала, провести эмпирическую проверку разных теоретических положений и гипотез, но и разработать практические рекомендации по совершенствованию налоговой и бюджетной политики правительства с целью стимулирования накопления и эффективного использования человеческого капитала в стране.