Идеи детерминизма и глобального эволюционизма: антагонизм или взаимообусловленность?
Некрасов С. И., Некрасова Н. А., Захаров А. М.,
Цель данного исследования представляется возможным считать достигнутой: утверждение о том, что парадигма глобального эволюционизма базируется, наряду с прочими особенностями мышления познающего субъекта, на детерминистской установке, выступает как достаточно обоснованное.
Постановка указанной цели выведена из методологического поворота философии XX в. и возникновения философии постклассической, тяготеющей к познанию индивидуального. При этом, познание интегральное, системное также не теряло своей актуальности: интенсивные процессы социокультурных преобразований и, в целом, процесс так называемой глобализации осмысливались в категориях «всеобщности». Этот окончательно оформившийся дуализм научно-философского понимания природы и социального бытия требует не только модернизации логики, но и укрепления, развития и становления принципа детерминизма и интеграции его с тематизируемым знанием.
Значимость принципа детерминизма обоснована через рассмотрение общих представлений о глобальной эволюции как парадигмы, имеющей в основании этот принцип и, по сути, являющейся его конкретизацией. При разработке данного утверждения в работе были обоснованы следующие позиции:
Онтологическая проблема единства мира остается одной из центральных проблем философии, сегодня отнюдь не утратившей своей актуальности. С другой стороны, философию гносеологически интересуют необратимые качественные изменения, обозначаемые как развитие. Утверждение, что мир есть целостность, эволюционирующая в достаточно определенном едином направлении и по единым законам, получало существенное подтверждение со стороны синергетики, вскрывающей универсальные закономерности самоорганизации систем во Вселенной. Антропный космологический принцип, также рассмотренный в работе, в настоящее время в различных формулировках принимается подавляющим большинством космологов и астрофизиков, являясь не менее серьезным подтверждением этой модели.