Статья 255 УК РФ «Нарушение правил охраны и использования недр». Статья 255 УК РФ содержит два самостоятельных состава преступления – нарушение правил охраны и использования недр и самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых; оба введены в уголовный закон впервые и объединены в одну статью из-за близости объектов преступления.
Прежнее уголовное законодательство устанавливало ответственность за нарушение отдельными гражданами правил разработки недр и нарушение правил сдачи государству золота, других драгоценных металлов или драгоценных камней (ст. 167 УК РСФСР). Ныне нарушение правил разработки недр частными лицами уголовной ответственности не влечет, деяние декриминализировано. Наказуемы только незаконные сделки с драгоценными металлами или драгоценными камнями в рамках состава ст. 191 УК РФ. Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней экологическим преступлением не считается, и ответственность за него предусмотрена ст. 192 УК.
Преступления, предусмотренные ст. 255 УК, посягают на общественные отношения в области охраны и рационального использования недр, на их природно-ресурсный потенциал. Согласно Закону РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах»[75] недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Законодательство о недрах – одно из самых жестких в плане оборотоспособности данного природного объекта. Так, в соответствии со статьей 1.2. вышеуказанного Закона, недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Однако, в соответствии с упомянутой статьей Закона о недрах, добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы, по условиям лицензии, могут находиться в любой форме собственности.
Нарушение правил охраны и использования недр. Предметом этого преступления являются правила охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Правила содержатся в законодательных и иных нормативных актах экологического и гидроресурсного права.
Правила охраны и использования недр являются частью общих правил охраны окружающей среды при производстве работ, нарушение которых влечет уголовную ответственность по ст. 246 УК. Норма, предусмотренная ст. 255 УК, выступает, таким образом, специальной по отношению к общей норме.
Помимо правил охраны и использования недр, нарушение которых влечет уголовную ответственность по ст. 255 УК, существуют правила безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами. Они включают положения, направленные преимущественно на охрану жизни и здоровья людей. Нарушение указанных правил, если оно повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, его смерть либо иные тяжкие последствия, влечет уголовную ответственность по ст. 216 УК.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 255 УК, заключается в нарушении правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, если оно повлекло причинение значительного ущерба.
Под нарушением правил охраны и использования недр понимаются общественно опасные действия или бездействие, выражающиеся в несоблюдении либо в неполном или неточном соблюдении названных правил или в игнорировании запретов, установленных правилами.
Обязательным признаком состава преступления является последствие в виде значительного ущерба. Установление его – дело конкретного факта. Очевидно, что к значительному ущербу может быть отнесен существенный экологический вред, о котором говорит Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» (см. п. 5)[76].
С субъективной стороны преступление может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Согласно ч. 2 ст. 24 УК деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в том случае, когда это специально предусмотрено в статье Особенной части. Поскольку такое указание в ст. 255 УК отсутствует, следует признать возможность совершения нарушения правил охраны и использования недр как умышленно, так и по неосторожности.
Субъектом преступления выступает достигшее 16-ти лет лицо из числа субъектов предпринимательской деятельности, в том числе участников простого товарищества, иностранных граждан, представителей юридических лиц.
Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых. Это преступление посягает на порядок и условия застройки площадей залегания полезных ископаемых.
Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных подразделений и органов государственного горного надзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.
Предметом преступления выступают площади залегания полезных ископаемых, под которыми следует понимать участки недр, в которых, по данным геологического изучения, располагаются месторождения полезных ископаемых. Не имеет значения, могут ли быть использованы указанные месторождения для промышленной разработки. Объективная сторона заключается в самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых, если это деяние повлекло причинение значительного ущерба. Под самовольной застройкой площадей залегания полезных ископаемых понимается возведение на указанных площадях без разрешения уполномоченных государственных органов любых зданий, строений, сооружений любого функционального предназначения. Принципиальным является самовольный характер застройки, т.е. осуществление ее без соответствующего разрешения.
Состав преступления материальный. Обязательным признаком объективной стороны является наступление последствия – причинение значительного ущерба. Понятие значительного ущерба по данному составу совпадает с таким же в составе нарушения правил охраны и использования недр; оно анализировалось выше.
Между указанными в законе нарушениями и значительным ущербом должна быть установлена причинная связь.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной и неосторожной виной. Субъектом самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых выступает любое лицо, достигшее 16 лет. Им может быть в том числе и законный пользователь недрами[77].