Ответственность за преступные посягательства на окружающую природную среду предусмотрена уголовным законодательством подавляющего большинства стран мирового сообщества. Так, в Уголовном кодексе Испании, принятом в 1995 г., имеются такие главы, как «О преступлениях против естественных ресурсов и окружающей среды» (гл. III разд. XVI); «О преступлениях, связанных с охраной флоры и фауны» (гл. IV того же раздела); «Общие положения» (гл. V), в которой дифференцировано наказание за преступления против окружающей среды в зависимости от причиненного ущерба и посткриминального поведения виновного[139].
В Уголовный кодекс ФРГ раздел 29 «Преступные деяния против окружающей среды» был включен в 1980 г. Позднее, в 1994 г., была изменена редакция некоторых статей и криминализированы отдельные деяния, посягающие на окружающую среду[140]. Однако некоторые параграфы о посягательстве на окружающую среду помещены законодателем в другие разделы. Например, браконьерство (§ 292) и браконьерский лов рыбы (§ 293) отнесены к корыстным преступным деяниям (разд. 25), видимо, на том основании, что охрана окружающей среды понимается законодателем как охрана среды обитания в первую очередь людей.
Специальная глава XXII «Преступления против окружающей среды» выделена в Уголовном кодексе Польши. В восьми статьях этой главы довольно детально регламентирована ответственность за посягательства на животный и растительный мир, на чистоту воды, воздуха и почвы и др. Наказание дифференцировано в зависимости от причиненного ущерба и формы вины[141].
В Уголовном кодексе Швейцарии отсутствует специальный раздел об экологических преступлениях. Однако часть таких составов преступлений помещена в разд. 7 «Общеопасные преступления и проступки» и разд. 8 «Преступления и проступки против общественного здоровья».
Развернутая система норм об ответственности за посягательства на окружающую среду разработана в Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане, Казахстане, Белоруссии. В уголовных кодексах этих стран в основном предусмотрена ответственность за посягательства на окружающую среду, аналогичные тем, которые установлены Уголовным кодексом РФ[142].
Однако в настоящее время отдельно взятое государство практически не в состоянии самостоятельно бороться с экологическими преступлениями в силу ряда объективных и субъективных причин (отсутствие материальных и технических средств, экологически чистых технологий, совершенного экологического законодательства и т.д.). Для сохранения и улучшения экологической ситуации в мировом масштабе необходимо осуществлять тесное международное сотрудничество.
Все более важную роль в осуществлении эффективной борьбы с преступностью, в том числе с экологическими преступлениями международного характера начинают играть совместные действия государств на двустороннем уровне, особенно межведомственном. Двустороннее сотрудничество позволяет более полнее учесть характер отношений между двумя государствами, их интересы по каждой конкретной проблеме. Эта форма сотрудничества продолжает развиваться.
В качестве положительного примера международного сотрудничества можно привести Европейский союз, в уголовно-правовой системе которого выделяется такое направление уголовно-правовой борьбы, как противодействие экологическим преступлениям[143]. Важное значение в свете гармонизации уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права ЕС имело Рамочное решение от 27 января 2003 г. «Об уголовно-правовой охране окружающей среды», которое было принято с учетом Конвенции Совета Европы от 4 ноября 1998 г. об охране окружающей среды посредством уголовного права. Государства – члены ЕС обязаны были имплементировать положения этого Решения до 27 января 2005 г. и направить об этом соответствующую информацию в Генеральный секретариат Совета и Европейскую Комиссию, которые не позднее 27 января 2006 г. должны были провести мониторинг или проверку введения государствами-членами мер, необходимых для исполнения настоящего документа (ст. 10 «Имплементация»).
В этой связи во многих европейских странах было проведено масштабное реформирование уголовного законодательства: расширен круг уголовно-правовых запретов, увеличены санкции, в уголовных кодексах многих стран выделены специальные главы об экологических преступлениях, в некоторых введена уголовная ответственность юридических лиц за их совершение и т.п.[144]
На основе Решения Совета ЕС от 28 февраля 2002 г. «О создании Евроюст в целях усиления борьбы с тяжкой преступностью» возник еще один наднациональный орган в сфере координации антикриминального сотрудничества государств-членов (г. Гаага, Нидерланды). В соответствии со ст. 4 Решения Совета ЕС 2002 г., основная сфера компетенции Евроюст включает:
а) виды преступных деяний и правонарушений, в отношении которых в конкретный момент времени компетенцией наделен Европол;
b) следующие виды преступных деяний: преступность в сфере информационных технологий; мошенничество и коррупция, а также любое уголовное правонарушение, посягающее на финансовые интересы Сообщества; отмывание доходов от преступной деятельности; экологическая преступность; участие в преступной организации, как это понятие определено в общей акции Совета 98/733/JAI от 21 декабря 1998 г. «О признании уголовно наказуемым деянием участия в преступной организации на территории государств – членов ЕС»;
с) другие правонарушения, которые совершены во взаимосвязи с видами преступных деяний и правонарушений, предусмотренными в пунктах (а) и (b);
d) иные виды правонарушений, в отношении которых Евроюст при наличии запроса от компетентного органа государства-члена может оказывать поддержку в проведении расследований или мер уголовного преследования[145].
Очередной шаг в направлении совершенствования уголовно-правовых норм на уровне ЕС и входящих в него стран был сделан благодаря принятию Директивы Европейского парламента и Совета от 19 ноября 2008 г. «Об охране окружающей среды уголовным правом». Государства – члены ЕС обязывались к 26 декабря 2010 г. провести ряд изменений своего национального законодательства. Эти изменения касаются уголовной ответственности юридических лиц, ответственности за подстрекательство и пособничество, введения новых составов преступлений (в том числе за торговлю экземплярами охраняемых видов флоры и фауны, их частями и продуктами, поведение, приводящее к уничтожению естественных мест обитания на охраняемых территориях, производство, ввоз, вывоз, введение в оборот или использование веществ, уничтожающих озоновый слой) и уточнения уже существующих уголовно-правовых запретов, касающихся обращения с отходами, опасными веществами и т.д.
Еще одним перспективным направлением является сотрудничество органов прокуратуры стран СНГ по надзору за исполнением законодательства об охране природных комплексов, представляющих интерес для нескольких государств СНГ, а также за исполнением экологического законодательства при трансграничных переносах загрязняющих веществ.