Научная электронная библиотека
Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

Исторический опыт

Как известно, в европейском образовании XIX-го века сложились две модели высшего образования: германская и либеральная.

Основой для германской модели, так называемый университет В.Гумбольдта[1], является подготовка профессионалов, которые в стенах учебного заведения овладевают определенными теоретическими знаниями, умениями и навыками. Для создания идеальной модели классического университета, который позволяет подготовить интеллектуальную элиту общества, необходимо наличие следующих основополагающих принципов:

  • производство (получение) знаний;
  • накопление и хранение знаний;
  • передача и распространение знаний.

Германская педагогика годами опиралась на преимущественно абстрактные личностные ценности, была направлена на общественный интерес и внутренний мир личности. В основе своей она содержала рационалистический западноевропейский подход к образованию и воспитанию.

Либеральная (или англосаксонская) модель больше распространена в англо - саксонских странах и для нее главным является развитие личности. Преобладает прагматический, функциональный, свободный от религиозных наслоений подход к обучению и воспитанию.

Система высшего образования в России исторически имела в своей основе германскую модель образования. Целью такого образования был государственный человек, чиновник, и это вполне вписывалось в общественный механизм управления страной. Соответственно основное внимание было направлено на постановку образовательных целей и содержание организации учебного процесса. Поэтому в начале периода перестройки системы высшего образования главной проблемой явилось противоречие между сформировавшейся технологией обучения и потребностью общества и человека в развитии его интеллекта и личности.

Методы и формы, характерные для либеральной модели, особенно в американском варианте, в значительной мере противоположны сложившимся многовековым традициям российской системы образования. Основой американской педагогики является установка на индивидуальность, на создание условий для адаптации личности к современной жизни и в обществе. Для успешного внедрения методологии этой модели образования необходимо коренное изменение отечественной системы образования. В современной американской системе образования студенты более свободны в выборе дисциплин, курсов, содержания обучения. Российские исторические традиции в образовании предполагают более авторитарную роль учителя, наставника. Может ли российский студент быть таким же свободным и самостоятельным, как американский? Возможно, это вопрос времени.

В начале прошлого века в Российской империи с населением 160 млн. человек действовало 105 высших учебных заведений. В них обучались более 127 тысяч студентов. В этот период возможность получить высшее образование имели лишь около 5% взрослого населения, так как существовало много ограничений, в том числе и дискриминационного характера:

  • в вузы не принимали женщин;
  • был ограничен прием лиц еврейской национальности;
  • существовало ограничение по социальному и имущественному положению;
  • в ряде вузов принимались лица только православного вероисповедания.

Рассматривая степень академических свобод студентов, в начале XX - го века была принята «предметная система», позволяющая выбирать последовательность изучения предметов программы изучаемого курса, а также преподавателя, у которого студент был намерен эти предметы изучать, и сроки сдачи экзаменов. Посещение лекций не было обязательным. После 1917 года открывается доступ в вузы для всех граждан, достигших 16 лет. Были сняты все юридические запреты. Для равнодоступности высшего образования учреждались рабочие факультеты или подготовительные отделения для детей рабочий и крестьян. Правила приема в вузы практически не менялись в течение многих десятилетий. Таким образом, Россия в начале ХХ века от элитарного образования перешла к образованию общедоступному.

Начало горбачевской реформаторской перестройки - в конце 80-х годов прошлого века в России наблюдается застой и спад экономики страны, а вместе с этим сокращение приема в вузы. Резкое сокращение промышленного производства привело к сокращению требуемого числа специалистов. В 90-е годы в России была отмечена тенденция снижения количества и качества контингента студентов высших учебных заведений. В начале ХХI века число вузов достигло более 1000 из них более 60% - государственные вузы, это почти в два раза больше, чем в 1990 г. Количество студентов возросло за это время более чем в два раза (Рис.1.1).

Рис. 1.1 Динамика количества российских ВУЗов и студентов в них на начало учебного года (Источник: данные Госкомстата РФ)

Реформы в отечественном высшем образовании в постсоветский период начались в 1992 г. с принятием федерального закона «Об образовании». Новый федеральный закон придал правовой статус новым для российской системы образования понятиям: многоуровневая система, бакалавр, магистратур. Не ломая сложившуюся одноступенчатую систему подготовки специалистов, вузам необходимо было самим определиться - по какой программе готовить выпускников.

Федеральный закон «Об образовании» позволил принять решение об увеличении мест в вузах, юридически оформилось платное образование. В эти годы наблюдается рост числа студентов в вузах. Равнодоступность высшего образования как бы сохраняется, но зависит от возможностей граждан платить за образование в высшей школе. Одновременно на этапе экономических реформ в России кризис образования вырос до уровня угрозы для национальной безопасности: экономической, военной, информационной, технологической. В современных условиях обеспечение национальной безопасности невозможно без квалифицированных кадров, высоких технологий и современных научных разработок. Период перехода к рыночной экономике в России сопровождался спадом во всех областях производства. Образование в таких условиях фактически утрачивало свое прямое назначение, какое оно должно играть в обществе, а именно обучать, воспитывать и просвещать.

Подтверждением высокой степени кризиса образования в нашей стране в конце XX века можно назвать следующие факторы.

Во-первых, в последние десятилетия в России наблюдалось резкое падение значения индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) - одного из показателей устойчивого развития по международной классификации. Этот показатель учитывает уровень образования и ожидаемую продолжительность жизни, а также реальный валовой внутренний продукт на душу населения.

Во-вторых, национальной безопасности России угрожает низкое финансовое обеспечение, особенно сферы образования. По данным Всемирного банка доля расходов на образование в валовом внутреннем продукте составляла в СССР в 1970 г. - 7 %, за годы перестройки этот показатель сократился более чем в 2 раза и достиг уровня 3.4 %, причем, в 90 -е годы сокращение приобрело системно обвальный характер.

В конце века доля расходов на образование в государственном бюджете страны составила лишь 2%. В 2002 году этот показатель составил 2,9%. По сравнению с развитыми странами, где доля образования составляет 4 - 5% (рис. 1.2), для России это явно недостаточно, учитывая численность населения страны.

В третьих, по оценке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), эксперты которой исследовали проблему жизнеспособности различных наций и государств, жизнеспособность России равна 1,4 балла (при оценке по пятибалльной шкале). Это уровень, ниже которого может начаться необратимая деградация, что, как правило, приводит к депопуляции нации.

Общее ухудшение здоровья населения России, которое вызвано падением уровня жизни в 90-х годах прошлого столетия, в том числе питания, особенно в малообеспеченных семьях. Скорость смертности существенно опережает скорость рождаемости.

Рис. 1.2 Доля отрасли «Образование» в ВВП для отдельных стран [65] в 2002 году

В Российских областях «скорость» смертности превышает среднюю по России. Особенно это касается исконно русских областей, таких как, Смоленская, Костромская, Ярославская области. Причем, вымирает цвет нации - взрослые люди в возрасте 44- 46 лет. Если такая динамика процесса сохранится, то к середине ХХI века население России сократится [52] более чем на 40 млн. человек.

Для Российской Федерации, с ее огромными территориями и разнообразием природных и климатических условий в различных регионах, большое значение имеет также географический и социальный фактор. Преодоление пространства, транспортные проблемы в ходе осуществления экономических проектов, в социальной и культурной жизни государств всегда предполагают преодоление некоторого барьера путем применения соответствующих технологий.

Уровень общей «барьерности» пространства в России оказался значительно выше зарубежных аналогов вследствие сложного воздействия геополитических, историко-географических, национальных и других факторов. Барьерность пространства оказывает влияние, как на психологию мышления, так и на психологию действия, что в конечном итоге отражается на социально - экономических показателях регионов и страны в целом.

В нормальных границах географическое пространство, как и время, является основой любого процесса развития. В условиях России может произойти преодоление барьерности, например, в случаях:

  1. Свободного развития рыночной экономики с учетом барьерности пространства;
  2. Присутствие резерва пространства для оптимального размещения технологий;
  3. Снижение барьерности пространства средствами информационных технологий, в том числе в сфере образования;
  4. Учитывая национальные особенности в регионах страны;
  5. И по ряду других причин.

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674