Научная электронная библиотека
Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

2.2. Характеристика действия приемов растирания на нервно-мышечный и сумочно-связочный аппарат

Прежде чем перейти к анализу действия приемов растирания на нервно-мышечный, сумочно-связочный аппарат и периферическое кровообращение (табл. 3), следует указать, что максимальная экспозиция приема в 3 мин была лимитирована появлением неприятных субъективных ощущений (боль, жжение), противоречащих основному принципу массажа – безболезненности. При проведении приемов растирания на мышцах и суставах мы ориентировались на технологию их выполнения, предложенную А.Н. Буровых (1976, 1981), А.А. Бирюковым (2000) с учетом рекомендуемых ими разновидностей данных приемов.

При проведении приемов растирания с экспозицией в 1 мин в области мышц задней поверхности бедра достоверных изменений функционального состояния нервно-мышечного аппарата нам проследить не удалось. При воздействии с той же экспозицией в области коленного сустава мы отмечаем достоверно изменившиеся показатели динамометрии, твердости мышц при напряжении и их контракции (табл. 3).

Увеличение этих показателей свидетельствует о повышении лабильности нервно-мышечного аппарата (И.М. Саркизов-Серазини, 1956; А.Н. Буровых, И.Н. Еремеев, 1974) и возросшей силе нервных процессов (Е.Г. Озолин, 1952). Однако достоверное увеличение времени скрытого периода сокращения указывает на затруднение переработки информации о выполнении скоростно-силового движения поступающей в центральную нервную систему.

Таблица 3

Действие приема «растирание» на нервно-мышечный аппарат (НМА) и объемную скорость кровотока (ОСК) (C ± s)

Время действия

1 минута

2 минуты

3 минуты

Показатели

НМА

ОСК

НМА

ОСК

НМА

ОСК

Скрытый период сокращения (мс)

Динамометрия (кг)

Твердость мышц при напряжении (г/мм2)

Контракция (г/мм2)

Мл ١٠٠ (м3/мин)

Порог болевой чувствительности (г/мм2)

Твердость мышц при напряжении (г/мм2)

Контракция (г/мм2)

Динамометрия (кг)

Мл ١٠٠ (см3/мин)

Динамометрия (кг)

Порог болевой чувствительности (г/мм2)

Твердость мышц при напряжении (г/мм2)

Мл ١٠٠ (см3/мин)

Мышцы

–3,75 ± 0,98

2,81 ± 0,61

2,92 ± 0,96

2,84 ± 0,89

0,00

16,60 ± 2,41

2,71 ± 0,52

2,21 ± 0,63

2,61 ± 0,48

0,00

2,58 ± 0,63

12,49 ± 4,15

2,95 ± 0,74

0,00

Суставы

–4,38 ± 1,04

2,98 ± 0,75

3,30 ± 1,05

3,21 ± 1,21

0,00

6,83 ± 1,27

2,92 ± 0,45

2,56 ± 0,78

2,87 ± 0,96

0,00

2,79 ± 0,84

13,92 ± 5,17

3,09 ± 0,15

0,00

Примечание:

* – значимость различий по отношению к фоновым показателям.

По-видимому, приемы растирания, проводимые на суставе с экспозицией в 1 минуту, вызывают направленную активизацию возбуждения в коре больших полушарий при выполнении произвольных движений (усилий), но не настолько мощную, чтобы проявиться при выполнении скоростно-силового движения.

Проведение приема растирания с экспозицией в 2 минуты как на мышцах, так и на суставе вызывает более мощную ответную реакцию. Активизация процессов возбуждения при проведении данных приемов на мышцах настолько высока, что нами отмечается достоверный прирост максимальной силы при выполнении скоростно-силового движения. Достоверный прирост показателей твердости мышц при напряжении свидетельствует, на наш взгляд, об однонаправленности действия приема растирания с экспозицией в 2 минуты как на мышцах, так и на суставах.

Рядом авторов (И.М. Саркизов-Серазини, 1956; А.В. Сироткина, 1964; А.Н. Буровых, 1977) установлено, что необходимость активации процессов возбуждения в коре больших полушарий обусловливает применение растирания в большем процентном отношении к другим массажным манипуляциям в предварительном массаже, при стартовой апатии для стимуляции скоростно-силовых качеств нервно-мышечного аппарата. Это положение указывает на правомерность использования приема растирания с экспозицией в 2 минуты для стимуляции как активной, так и пассивной стабилизации сустава, в особенности после оперативных вмешательств на суставах и его травмах. Об этом говорят и нами полученные данные.

Использование растирания с целью увеличения подвижности в суставе противоречит его физиологической сущности, что исключает его проведение на первых этапах реабилитации и при наличии контрактур.

Отмеченное достоверное увеличение порога болевой чувствительности при проведении растирания на мышцах и на суставах согласуется с данными Н.А. Белой (1974), указывающими на значительное снижение болевой чувствительности после проведения растирания при невритах, невралгиях. Активное воздействие приемов растирания на подавление болевого синдрома обусловливает его применение при травмах суставов на этапе восстановления общей и спортивной работоспособности после менискэктомии.

При воздействии приемами растирания с экспозицией в 3 минуты на мышцах и суставе отмечается такая же ответная реакция как при экспозиции в 1 минуту и 2 минуты, однако достоверное снижение латентного времени расслабления указывает на то, что приемы растирания, проводимые на мышцах с экспозицией в 3 минуты являются чрезмерными раздражителями и вызывают перевозбуждение двигательного анализатора. На то, что приемы растирания, проводимые на мышцах и суставе с экспозицией в три минуты, являются чрезмерным раздражителем, указывают и субъективные ощущения массируемого (боль, жжение). Это положение дает нам основание считать, что верхней и оптимальной границей использования приемов растирания на мышцах и суставах, проводимых с целью стимуляции скоростно-силовых качеств, активации процессов возбуждения в коре больших полушарий и снижения проприоцептивной чувствительности, является экспозиция в 2 минуты.

Оценивая действие растирания на функциональное состояние периферического кровообращения в различных экспозициях, мы не отметили каких-либо изменений объемной скорости кровотока при проведении его на мышцах задней поверхности голени. Однако данное положение не следует трактовать так, что растирание не влияет на периферическое кровообращение. Являясь мощным активатором вазоактивных веществ (гистаминоподобных), растирания, активно действуют на микрососудистое русло посредством гуморального фактора, увеличивая количество открытых капилляров, их площадь, тем самым увеличивая мощность трансмурального обмена.

О том, что после проведения растирания на мышцах увеличивается число открытых капилляров, их площадь, свидетельствуют исследования Саркизова-Серазини (1956), который при этом высказывает сомнения в отношении увеличения объемной скорости кровотока.

Опосредованно об этом же свидетельствуют данные, полученные А.Н. Буровых с соавт. (1976), в сеансе массажа, где процентное соотношение приемов растирания было самым большим – увеличение объемной скорости кровотока было минимальным. Со всей определенностью на то, что сами капилляры не оказывают «активного» влияния на скорость кровотока, указывают Г. Фолков и Э. Нил (1976). По-видимому, приемы растирания посредством гуморального фактора действуют на микрососудистое русло, повышая трансмуральный обмен, вызывая увеличение количества открытых капилляров и их площади, при этом, не оказывая влияния на объемную скорость кровотока.

Исходя из вышеизложенного, практическая прикладность приемов растирания определяется их биомеханической сущностью и специфической направленностью на функциональное состояние нервно-мышечного аппарата и периферического кровообращения. В связи с тем, что выполнение приемов растирания предполагает довольно жесткое воздействие на подлежащие ткани, данные приемы нецелесообразно использовать в области коленного сустава при наличии острой болезненности
после менискэктомии. Наличие тугоподвижности также является лимитирующим фактором при проведении растираний на суставе.

Способность вызывать преобладание процессов возбуждения в нервно-мышечном аппарате, тем самым стимулировать восстановление его скоростно-силовых качеств, определяет проведение растираний на мышцах в пределах 1–2 минут в первых периодах восстановления. По мере восстановления амплитуды движений в суставе после менискэктомии основной задачей использования растираний будет являться стимуляция восстановления скоростно-силовых возможностей мышц, несущих основную нагрузку при локомоциях, обеспечение как активной, так и пассивной стабилизации коленного сустава после менискэктомии. Особенности действия растираний на периферическое кровообращение определяют его место при работе с соответствующими мышечными группами, начиная с первых периодов восстановления, и на последующих – с коленным суставом.

Используя специфическое действие растираний для снижения порога болевой чувствительности, можно применять более широкий комплекс массажных манипуляций, увеличивая при этом интенсивность воздействия, глубину проникновения в подлежащие ткани.


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674