Рынок производных финансовых инструментов, являясь частью срочного рынка, имеет относительную самостоятельность и обособленность. Как уже отмечалось, его отличительную особенность составляет использование механизма хеджирования ценовых рисков участниками рынка. Покупатели получают страховое возмещение в виде маржи при росте цен на рынке, а продавцы, наоборот, при падении цен на объект торговли. Механизм хеджирования обеспечивает перенос ценового риска с одного участника торговли на другого, готового принять этот риск на себя посредством маржевых сборов (залогов), при участии расчетной палаты биржи. Основными сегментами рынка производных финансовых инструментов выступают фьючерсный и опционный рынок. История фьючерсов начинается с 1848 года, когда впервые фьючерсные сделки на сельскохозяйственную продукцию стали заключаться в секции товарных операций Чикагской Торговой Палаты (США). Финансовые фьючерсы появились относительно недавно, в 1972 г. Рынок производных финансовых инструментов характеризуется высокой ликвидностью, условиями обеспечения которой являются:
– стандартизация таких параметров фьючерсного (опционного) контракта, как объем, время поставки, качество товара. Цена контракта не стандартизируется, она является предметом торговли. Цена исполнения зафиксирована в контракте, но покупка/продажа фьючерса и опциона до срока исполнения осуществляется по рыночным ценам (на основе аукциона);
– гарантия исполнения фьючерсных (опционных) сделок со стороны биржи (расчетной палаты биржи). Функции рынка производных финансовых инструментов сводятся к следующему:
1. Обеспечение относительной стабилизации цен.
2. Снижение ценового риска по торговым операциям (хеджирование).
3. Обеспечение возможности планирования доходов реальными поставщиками базового актива и расходов реальными покупателями базового актива.
4. Обеспечение равных условий конкуренции между участниками рынка на основе публикации информации о ходе биржевой торговли.
Привлекательность данного рынка для биржевых спекулянтов зависит от волатильности цен на спот и фьючерсном (опционном) рынках, а именно: ценовой разброс по базовому активу должен быть на уровне не менее 20 % (для западных рынков) и более 20 % (в российских условиях). Нулевая или незначительная волатильность цен на спот и фьючерсном рынках лишает хеджирование смысла, так как хеджерам не от чего хеджироваться, а спекулянтам – не на чем зарабатывать.
Казначейские облигации США в мировом масштабе являются фаворитом на фьючерсном рынке, где они ежедневно торгуются в объеме около 250 тыс. контрактов на сумму $25 млрд. При этом менее 2 % фьючерсов исполняется поставной базового актива. Участниками торговли фьючерсами выступают члены биржи (прямые или непосредственные участники) и их клиенты (косвенные или опосредованные участники). В зависимости от целей (мотивов) участники торговли классифицируются на хеджеров (покупатели и продавцы), которые передают ценовой риск, и спекулянтов, принимающих на себя ценовой риск. Принято считать, что хеджеры являются реальными поставщиками и реальными покупателями базового актива, например, производитель молока и мяса – реальный поставщик, а завод по переработке молока и мяса – реальный покупатель. Хеджеры обеспечивают регулярный и двусторонний приток приказов на покупку и продажу. Спекулянты заключают фьючерсные сделки с целью получения дохода в виде курсовой разницы, без намерения страховать ценовой риск, наоборот, для принятия на себя ценового риска по базовому активу. Ценовой риск спекулянта основывается на техническом и фундаментальном анализе текущего и срочного рынка. В то же время хеджеры могут действовать как спекулянты, а спекулянты как хеджеры. В условиях несинхронного движения цен на фьючерсном рынке и текущем рынке базового актива возможен арбитраж. Так, если Pf < Psp, то арбитржеры покупают фьючерсы и одновременно продают базовый актив (ценные бумаги). Доход арбитражера можно рассчитать по формуле:
(Psp – Pf)∙Q,
где Q – объем сделки. В этом случае арбитраж будет способствовать повышению Pf и снижению Psp.