Как в политической психологии, так и в современной социальной психологии малые группы занимают особое место. На протяжении почти ста лет исследователи многократно обращались к определению понятия «малая группа», сформулировав при этом огромное число самых разнообразных, порой противоречивых по смыслу определений. Каждый из авторов того или иного определения шел, естественно, от собственного понимания малой группы.
Основная проблема в понимании данного феномена заключается в ответе на вопрос, каковы признаки и границы малой группы.
Признаки группы:
1) определенный способ взаимодействия между ее членами;
2) членство, чувство принадлежности к данной группе;
3) адекватность, то есть осознание себя членами группы как «Мы», а других – как «Они» (Р.Л. Кричевский).
Что касается нижней границы, то большинство авторов полагают, что малая группа может «начинаться» с диады или триады, то есть нижний порог такой группы – 2–3 человека. Если обратиться к практике исследований вопроса о «верхнем» пределе малой группы, то здесь встречаются цифры 10, 15, 20, иногда 30–40 человек (у Морено, например, где речь идет о школьных классах).
Г.М. Андреева считает, что поскольку изучаемая малая группа должна быть прежде всего реально существующей группой, и если она рассматривается как субъект деятельности, то логично не устанавливать какой-то жесткий «верхний» предел ее, а принимать за таковой реально существующий, данный размер, продиктованный потребностью совместной групповой деятельности. Иными словами, если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как «верхний» [9].
Для Д.В. Ольшанского основным операциональным критерием определения группы как «малой» является возможность регулярных контактов между всеми членами группы, или, по крайней мере, каждого члена группы со всеми, или с большинством членов группы.
Таким образом, основываясь на общих социально-психологических представлениях, малую группу с точки зрения политической психологии можно определить как реальную группу, существующую в системе общественно-политических отношений, как субъекта социально-политической деятельности, преследующего определенные политические цели и реализующего конкретные политические потребности.