Научная электронная библиотека
Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

1.3. Основные положения о заключении договора

В соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (п. 2 ст. 433 ГК РФ). А договор в письменной форме может быть заключен путем:

● составления одного документа, подписанного сторонами;

● обмена документами посредством любого вида связи (п. 2 ст. 434 ГК РФ).

Кроме того, договор считается заключенным:

● при молчании, если это вытекает из закона, обычая делового оборота (в предпринимательской деятельности) или из прежних деловых отношений стороны (п. 2 ст. 438 ГК РФ);

● при совершении лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, конклюдентных действий по выполнению указанных в оферте условий договора, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте. Но самое главное: договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Таким образом, для обеспечения действительности гражданско-правового договора закон требует:

● соблюдения соответствующей формы,

● достижения сторонами соглашения по существенным условиям.

В тех случаях, когда закон либо иной правовой акт требует придания конкретному гражданско-правовому договору простой или квалифицированной письменной формы, игнорирование этого требования сторонами лишает договор правовой силы; он признается либо недействительным, либо ничтожным.

Если же при заключении договора стороны упустили какое-то существенное условие, такой договор, даже подписанный обеими сторонами, считается незаключенным со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями. Например, признание договора незаключенным при отсутствии в нем существенных условий влечет за собой последствия недействительности сделки, предусмотренные ст. 167 ГК РФ.

К существенным условиям договора относятся условия:

● о предмете договора;

● названные в законе или иных правовых актах как существенные для договоров данного вида;

● названные в законе или иных правовых актах как необходимые для договоров данного вида;

● относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Итак, существенные условия договора – это условия, которые являются обязательными или непременными (conditiosinequa поп). Без их наличия договор не может быть признан заключенным, даже если он подписан обеими сторонами. Для лучшего уяснения этого важного в договорной практике положения стоит привести несколько конкретных примеров.

Согласно п. 1 ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работ. Глава 37 ГК РФ «Подряд» регулирует отношения по следующим видам подряда: бытовой (§ 2), строительный (§ 3), на выполнение проектных и изыскательских работ (§ 4) и подрядные работы для государственных нужд (§ 5). В первом параграфе этой 37-й главы даны общие положения о подряде, в том числе и об упомянутых сроках выполнения подрядных работ; ergo[4], названные сроки относятся к существенным условиям договора. Между тем в одном из договоров строительного подряда отсутствовало условие о сроке выполнения работ. Почему оно отсутствовало – сейчас сказать трудно (может быть, заказчик умышленно не включил это условие в договор, а генеральный подрядчик по неведению на это обстоятельство не обратил внимания, может быть, обе стороны упустили это условие из вида). Но в любом случае генподрядчик стал исполнять обязательства по данному договору строительного подряда.

При этом ему понадобилась техническая документация для производства работ, которую по договору обязан был своевременно ему передать заказчик под угрозой уплаты пеней. Заказчик же передачу этой документации просрочил. В связи с этим генеральный подрядчик обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с заказчика установленных договором строительного подряда пеней за упомянутую просрочку. Возражая против заявленного иска, ответчик (т.е. заказчик) сослался на то, что поскольку в договоре подряда отсутствует условие о сроке выполнения работ, он считается незаключенным. Суд отказал в Удовлетворении иска генерального подрядчика по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный срок по заданию заказчика построить определенный объект либо выполнить иные строительные работы. Следовательно, условие о сроке окончания работ является существенным условием договора. Поскольку в договоре это условие отсутствовало, в силу ст. 432 ГК РФ данный договор следует считать незаключенным. Таким образом, у заказчика не возникло обязательства по передаче документации. Поэтому и пени, установленные этим договором, взысканию не подлежат [18][5].

Договор энергоснабжения считается незаключенным, если в нем отсутствует условие о количестве ежемесячно и ежеквартально поставляемой энергии.

В арбитражный суд обратилось акционерное общество с иском к муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства о взыскании предусмотренного сторонами в договоре штрафа за неподачу тепловой энергии. Ответчик возражал против исковых требований, ссылаясь на то, что причиной неподачи тепловой энергии явилось уклонение акционерного общества при заключении договора от согласования количества ежемесячной и ежеквартальной поставки энергии. После длительных судебных споров в иске было отказано по следующим основаниям. В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным его условиям. А по договору купли- продажи, отдельным видом которого в силу п. 5 ст. 454 ГК РФ является договор энергоснабжения, условие о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара (п. 3 ст. 465 ГК РФ). Поскольку договор, на основании которого производился отпуск тепловой энергии, сведений о количестве ежемесячно и ежеквартально поставляемой энергии не содержал[6], он признается незаключенным [17]..

Нередко возникает вопрос о том, является ли цена существенным условием в возмездном договоре. Ранее считалось, что при отсутствии в любом договоре определенной или определимой цены он признается незаключенным. Таким образом, цена относилась к существенным условиям. Современное гражданское законодательство несколько по-другому рассматривает институт цены. Согласно п. 3 ст. 424 ГК РФ в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги. Иными словами, это означает, что если в возмездном договоре цена не определена, данное обстоятельство еще не свидетельствует о недействительности договора; он все равно признается заключенным. И только если в правовом акте специально говорится о необходимости указать в договоре цену, а такое условие в конкретном договоре упущено, он будет признан незаключенным. Поэтому цена является существенным условием только в отдельных видах договора. Так, в Гражданском кодексе Российской Федерации она, как существенное условие, встречается, например, в договоре о продаже товара в кредит с условием о рассрочке платежа (абз. 2 п. 1 ст. 489), в договоре продажи недвижимости (п. 1 ст. 555), в договоре строительного подряда (ст. 743) и в некоторых других.

Гражданский кодекс дважды прямо устанавливает существенные условия отдельных договоров имущественного и личного страхования (ст. 942) и договора доверительного управления имуществом (ст. 1016). В других поименованных договорах существенные условия несколько скрыты и порой их приходится «выискивать» посредством контент-анализа. Так, условие договора купли- продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара (п. 3 ст. 455). Значит, эти два признака и являются существенными условиями любого договора купли- продажи. Но кроме этого отдельные разновидности купли-продажи, регламентированные § 2–8 гл. 30 ГК РФ, содержат еще и другие существенные условия. То, что во многих договорах, регламентированных Гражданским кодексом, приходится именно «выискивать» существенные условия, свидетельствует и следующее высказывание известного цивилиста В. Витрянского: «Принимая во внимание легальное определение договора аренды, а именно: по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, – мы должны сделать вывод о том, что условия о сроке аренды и об арендной плате безусловно относятся к существенным условиям договора аренды. Другое дело, что ГК включает в себя диспозитивные нормы, позволяющие определить данные условия договора на тот случай, когда в тексте договора не имеется соответствующих пунктов (ст. 610, 614), однако данное обстоятельство отнюдь не означает, что условия о сроке аренды и арендной плате не являются существенными условиями всякого договора аренды» [5].

Надо все-таки заметить, что приведенное высказывание носит доктринальный характер и что суды при рассмотрении конкретного спора иной раз усматривают иные существенные условия.

В Гражданском кодексе Российской Федерации предусматриваются только существенные условия договора. Однако цивилистическая доктрина, начиная с римских юристов, традиционно выделяет три группы условий (кондиций) гражданско-правового договора:

1) существенные (essentialianegotii);

2) обычные (naturalianegotii);

3) случайные (accidentalianegotii).

Допускает подобную классификацию договорных условий и современная отечественная доктрина гражданского права.

При этом некоторые договоры содержат все три группы условий, некоторые – только часть из них, но любой гражданско-правовой договор должен содержать все существенные условия под угрозой признания его недействительным.

К обычным условиям относят условия, которые воспроизводят в конкретном договоре диспозитивную норму закона, а к случайным – такие, которые предусматривают не закрепленное в законе правило. В качестве примера можно привести п. 2 ст. 888 ГК РФ «Если иное не предусмотрено договором хранения, – установлено в нем, – хранитель освобождается от обязанности принять вещь на хранение в случае, когда в обусловленный договором срок вещь не будет ему передана». Условие, освобождающее хранителя от обязанности принять вещь на хранение в определенных случаях, признается обычным. Напротив, условие, согласно которому на хранителя налагается такая обязанность, признается случайным. Случайные условия расширяют содержание конкретного договора.

Наличие или отсутствие обычных и случайных условий договора не влияет на его действенность. Он считается состоявшимся, поскольку существенные условия согласованы. «Отсутствие в договоре обычных условий восполняется императивными и диспозитивными нормами права, а отсутствие в нем случайных условий лишь свидетельствует, что стороны, заключившие договор, не имеют интереса включать в него условия с отступлением от диспозитивных норм права» [38].

Выше отмечалось, что в некоторых случаях закон признает договор незаключенным (даже подписанный контрагентами), если не соблюдена требуемая законом форма. Так, Гражданский кодекс предусматривает 10 видов договоров, подлежащих обязательной государственной регистрации. Среди них – договор о продаже жилых помещений (ст. 558) и договор продажи предприятия (ст. 560). Кодекс не устанавливает обязательной государственной регистрации сделок купли-продажи иных, кроме названных, видов недвижимого имущества. Между тем в договорной практике нередко возникают споры о признании договоров купли-продажи любого недвижимого имущества недействительными по причине того, чтоони не прошли государственной регистрации. Такие споры порой возникают из-за недоразумения: ст. 131 ГК РФ требует государственной регистрации права собственности на недвижимые вещи, а ст. 551 ГК РФ требует государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю. Однако это еще не означает, что и сам договор купли-продажи недвижимости подлежит государственной регистрации. Поэтому договор продажи, например сооружения, здания или нежилого помещения, не требует государственной регистрации. А вот после покупки такого рода недвижимости право собственности на нее уже подлежит государственной регистрации, но к оформлению самого договора купли-продажи это не имеет отношения.

Большое значение имеет место заключения договора. Общий принцип состоит в том, что таким местом признается место нахождения оферента, если в самом договоре не указано другое (ст. 444 ГК РФ). Определение места заключения договора особенно важно в тех случаях, когда договор осложнен иностранным элементом – т.е. когда: либо один из контрагентов является иностранцем, либо предмет договора находится за пределами Российской Федерации, либо оба российских контрагента заключают договор за границей. В этих случаях обычно применяются правила международного частного права, например, закон места совершения договора (lexlociactus) или закон места совершения сделки, определяющий ее форму (locusregitactum) [13].

От установления места заключения договора зависит и выбор права, подлежащего применению к этим договорным отношениям (глава 68 ГК РФ). Но даже если договор заключен в России и между российскими контрагентами (гражданами или юридическими лицами), часто выявление с необходимой точностью места его заключения имеет существенное значение в процессуальном аспекте. Ведь именно от этого зависит, какой территориальный суд будет рассматривать спор, возникший в связи с разногласиями по данному договору.


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674