Одной из негативных тенденций в динамике состояния здоровья населения Российской Федерации является высокая распространенность наркологических заболеваний. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, в 2013 году медицинскими организациями, оказывающими наркологическую помощь, зарегистрировано 2 822 176 больных наркологическими расстройствами, то есть 1968,8 больных в расчете на 100 тыс. населения, или 2,0 % от общей численности населения. Как и в предыдущие годы, большинство зарегистрированных лиц – это больные алкоголизмом, алкогольными психозами и лица, употребляющие алкоголь с вредными последствиями, они составили 80,1 % от общего числа зарегистрированных больных. На больных наркоманией и лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями, пришлось 18,9 %, токсикоманией и лиц, употребляющих ненаркотические психоактивные вещества (ПАВ) с вредными последствиями, – 1,0 % [1].
Согласно данным Национального исследовательского университета высшей школы экономики, общие расходы государства на оказание медицинской помощи пациентам с заболеваниями, связанными с чрезмерным потреблением алкоголя, составили 16,2 % всех государственных расходов на здравоохранение. Общие затраты, понесенные обществом в связи с потреблением наркотиков, в зависимости от выбранного метода расчета, могут колебаться от 0,53 % валового внутреннего продукта (ВВП) до 2,5 % ВВП [2, 3].
Настораживают масштабы вовлеченности молодежи в употребление ПАВ. По результатам проведенного по методике Европейского проекта школьных исследований по алкоголю и наркотикам (ESPAD) социологического опроса учащихся возраста 15–16 лет образовательных учреждений г. Москвы в 2011 г.: пробовали наркотики в течение жизни 15,8 % респондентов, в том числе препараты конопли – 14,8 %, ингалянты – 9 %, амфетамины – 3 %, экстази – 2,6 %, ЛСД – 2,6 %, транквилизаторы – 2,4 %, героин – 0,9 %. Сходные результаты получены и в других аналогичных исследованиях [4].
Ежегодно в Российской Федерации, согласно данным бюро судебно-медицинских экспертиз и иных медицинских учреждений, умирает более 120 тыс. человек в возрасте до 30 лет. При этом причины смерти около 100 тыс. человек в этом возрасте остаются не до конца обоснованными и не отражают генезис заболеваний, приведших к смерти. Это позволяет предполагать значительно более высокую смертность от потребления наркотиков, чем зафиксировано в официальной статистике. За 2008 год в Российской Федерации зарегистрировано 9 612 фактов смерти потребителей наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ, за 2009 год – 9 441, тогда как в 2010 году – 9 500 таких фактов. При этом более 7 000 человек в нашей стране ежегодно умирают от непосредственной передозировки наркотиками, причем только каждый пятый из них состоял на наркологическом учете [5].
Отмечается рост количества скрытых форм наркологических заболеваний у населения. Так, в Москве в 2012 г. было зафиксировано 1198 случаев смерти от отравления наркотическими средствами, что на 45 % больше, чем в 2011 г. По экспертным оценкам, регистрируемая заболеваемость наркологическими заболеваниями ниже реальной по поводу алкоголизма не менее чем в 2 раза, по поводу наркомании – в 7 раз. Время от первых проб наркотика до момента выявления факта потребления в настоящее время составляет от 2-х до 5-ти лет.
По данным Минздрава России средний возраст приобщения к наркотическим средствам в России составляет 14–16 лет, но участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 10–12 лет. Отмечены и случаи употребления наркотиков детьми 6–7 лет.
На сегодняшний день распространенность немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ именно в молодежной среде в наибольшей степени угрожает процессам инновационного развития страны, осложняет демографическую ситуацию, криминализирует общество, разлагает его нравственные устои.
В 2012 году на территории Российской Федерации количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, возросло на 1,8 % – с 215 214 в 2011 году до 218 974 в 2012 году. Согласно статистическим данным, ежегодно возрастает количество преступлений, совершаемых в состоянии как наркотического опьянения
(на 27,4 % по итогам 2011 года и на 36,4 % по итогам 2012 года), так и количество преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения (на 11,0 % по итогам 2011 года и на 19,6 % по итогам 2012 года).
Негативное влияние на развитие немедицинского потребления наркотических и психотропных веществ в молодежной среде оказывают следующие факторы: отсутствие позитивных идеалов в общественном сознании, идеологический вакуум и кризис духовности; смещение мировоззренческих ориентиров молодежи в сторону потребительских ценностей; недостаточно широкий для обеспечения занятости спектр предложений на рынке труда; невостребованность творческого и интеллектуального потенциала; отсутствие действенной системы патриотического воспитания подрастающего поколения; неразвитая система организации досуга детей и молодежи; низкий рейтинг здорового образа жизни в системе социальных ценностей; неподготовленность родителей к проведению антинаркотического воспитания в семье, низкая эффективность антинаркотического воспитания в школах, средних и высших учебных заведениях. По результатам социологических исследований, среди несовершеннолетних, чьи матери работают в коммерческом секторе экономики, доля пробовавших наркотики и психотропные вещества наибольшая. Среди потребителей ПАВ значительна доля подростков, имеющих родителей с незаконченным и законченным высшим образованием. Это обусловлено не столько собственной дезадаптивностью таких подростков, сколько социальной дезадаптацией родителей, потерявших свой социальный статус после увольнения в связи с сокращением персонала, или приобретших новый социальный статус с высокой материальной обеспеченностью. Важный фактор включения в потребление ПАВ – принадлежность родителей к маргинальным слоям общества.
На рост наркотизации населения России негативное влияние оказывают и миграционные процессы с участием граждан государств Центрально-Азиатского региона. Возможность безвизового въезда в Россию, тяжелое материальное положение мигрантов, многие из которых не имеют образования и трудовой квалификации, способствуют их массовому вовлечению в наркобизнес и стимулируют их высокую криминальную активность в качестве наркокурьеров и уличных торговцев наркотиками. Следует отметить, что такого рода наркоторговцы проявляют особую активность в районах больших индустриальных центров, местах компактного проживания рабочей молодежи, студенческих центрах, то есть наносят массированный удар по будущему России [5].
Достаточно быстро, независимо от социально-экономических изменений в условиях кризиса меняется структура потребления наркотических и психотропных веществ.
Наиболее доступным для потребления и поэтому наиболее распространенным наркотиком является марихуана, которая считается
своеобразным базисом приобщения молодежи к потреблению наркотиков. Источником широкого распространения в незаконном обороте каннабиноидов и, в частности, марихуаны и гашиша, являются как их контрабандные поставки на территорию страны из Центрально-Азиатского региона, так и криминальное производство внутри страны с использованием собственной растительно-сырьевой базы.
Кроме того, увеличивается количество групп молодых людей, активно ищущих наркотические вещества (поисковый «полинаркотизм») с целью изменить свое состояние сознания. В целом, усиливается тенденция к зависимому поведению – список наркотических веществ, потребляемых молодежью, постоянно расширяется.
Насаждение через Интернет и другие средства массовой информации наркотической субкультуры создает благоприятные условия для распространения наркотических и психотропных веществ в молодежной среде. Создалась такая ситуация, при которой потребление тех или иных наркотиков отдельными группами молодежи воспринимается ими как признак принадлежности к «модным» молодежным течениям.
Особую озабоченность сегодня вызывают факты злоупотребления синтетическими веществами, формально не подпадающими под законодательно установленные критерии наркотических средств. Такие вещества доступны для молодежи, обладают психоделическими свойствами и высоким наркогенным потенциалом. Сюда можно отнести синтетические каннабиноиды и «дизайнерские» наркотики – синтетические вещества, полученные путем незначительного изменения химической структуры уже известного наркотика. В настоящее время отмечается широкое распространение среди молодежи дезоморфина, который изготавливают кустарным способом из кодеинсодержащих лекарственных препаратов. «Привлекательность» дезоморфина заключается в том, что он значительно дешевле героина при сходном наркотическом воздействии на организм. Особая опасность дезоморфина заключается в быстроте привыкания и высокой токсичности, приводящих к смерти в молодом возрасте. Как заявлено и в ежегодном докладе Международного комитета по контролю над наркотиками (далее – МКНН) за 2012 г., в Европе уведомления о появлении новых ПАВ поступают практически каждую неделю. Ещё одной проблемой, отмеченной в указанном докладе МККН, является полинаркомания – употребление нескольких наркотиков одновременно, а также в сочетании с алкоголем и иными ПАВ, не находящимися под контролем [6].
По оценкам Аналитического центра Юрия Левады (ЛЕВАДА-ЦЕНТР) 66 % россиян считают наркоманию и алкоголизм одними из острейших проблем, представляющих наибольшую опасность для жизни людей в России, бороться с которыми необходимо с помощью решительных и даже экстраординарных мер [7].
Таким образом, предупреждение немедицинского потребления ПАВ является важнейшим условием кардинального снижения спроса на наркотические и психотропные вещества среди молодежи.
Россия взяла обязательства заниматься профилактикой наркомании еще с 1961 г., когда подписала Единую Конвенцию ООН О Наркотических Средствах. В частности, Статья 38 этой Конвенции гласит: «Особое внимание должно уделяться мерам, направленным на …предотвращение злоупотребления наркотическими средствами и на раннее выявление, лечение, воспитание, восстановление трудоспособности, возвращение в общество соответствующих лиц…».
В 2009 г. на 52-й сессии Комиссии по наркотическим средствам ООН, 2009 г.: Страны-члены ООН, в том числе Россия, обязались внедрять программы, включающие «первичную профилактику, раннее вмешательство, лечение, уход, реабилитацию, социальную реинтеграцию» наркопотребителей.
В соответствии со сложившейся ситуацией в РФ в 2010 году разработана Стратегия государственной антинаркотической политики РФ [8], в соответствии с которой проводятся антинаркотические мероприятия и вносятся изменения в законодательство РФ. Важным аспектом в реализации программы по борьбе с наркоманией является своевременная диагностика наркозависимости, тестирование учащихся образовательных заведений и работников ряда профессий, а также совершенствование системы реабилитации больных наркоманией.
Коротко остановимся на системе выявления психоактивных веществ (ПАВ) в биологических жидкостях и тканях человека. Проведение химико-токсикологических исследований регламентируется Приказом Минздравсоцразвития № 40 [9] и используется: при определении профпригодности в ряде профессий, связанных с риском для безопасности окружающих, для контроля лечения наркозависимых, а также в профилактических целях, например, тестирование в вузах. Освидетельствование на состояние наркотического опьянения проводится врачом-наркологом. Оно включает медицинский осмотр освидетельствуемого,
а в случае необходимости выдается направление на анализ в химико-токсикологическую лабораторию (ХТЛ) [10].
В настоящее время в России освидетельствование на состояние наркотического опьянения осуществляется главным образом добровольно. Единственным случаем принудительного освидетельствования является расследование по уголовному делу [11]. Отличие принудительного освидетельствования от обязательного состоит в том, что при отказе обследуемого человека от обязательного освидетельствования к нему не применяются меры принуждения. Однако в дальнейшем вступают в силу санкции или последствия: административная ответственность, отказ в приеме на работу, увольнение и пр. [12–14].
Обязательное, но добровольное освидетельствование производится в следующих случаях:
а) в отношении водителей транспортных средств при административных правонарушениях;
б) при поступлении на работу и прохождении регулярных профилактических медицинских осмотров работников, согласно нормативно утвержденным перечням [15, 16];
в) при постановке на воинский учет, призыве (поступлении) на военную службу [12]. Направить на обязательное освидетельтвование вправе также сотрудники ДПС при наличии обоснованного подозрения о состоянии опьянения [13] и сотрудники Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) в ходе так называемых «рейдов» [17].
В различных отраслях медосвидетельствование на ПАВ регулируется отраслевыми документами. Например, в авиации это Федеральные авиационные правила (ФАП) [18]. Следует отметить, что алкоголизм и наркомания являются основанием в отказе приема на работу для любых профессий [19]. Т.е. любой работодатель при приеме на работу имеет право закрепить в условиях трудового договора проведение обязательного тестирования.
Некоторые вузы вводят обязательное тестирование абитуриентов при поступлении на учебу, а также на военную кафедру вуза. Обязательное тестирование учащихся может быть закреплено в уставе вуза как на этапе поступления, так и в ходе проведения ежегодных диспансеризаций. Это особенно актуально, если вуз готовит специалистов, связанных с выполнением работы, потенциально опасной для населения.
Особое внимание антинаркотичекие организации уделяют широкому введению добровольного тестирования на предмет потребления наркотических веществ с целью социально-гигиенического мониторинга и профилактики распространения наркомании среди молодежи. Однако в соответствии с действующим законодательством РФ следует детально проработать каждый из этапов мониторинга. Добровольное тестирование на присутствие в организме наркотических веществ может быть организовано в соответствии со схемой, представленной на рис. 1.
Рис. 1. Схема профилактического тестирования на наркотические вещества
ЛИТЕРАТУРА
1. Основные показатели деятельности наркологической службы в Российской Федерации в 2012–2013 годах (статистический сборник). М.: ФГБУ «Национальный научный Центр наркологии Минздрава России», 2014. 173 с.
2. Патрушев: ущерб от наркотиков в РФ составляет 3–5 % ВВП, [Электронный ресурс] // – www.newsland.com/news/detail/id/1132287.
3. Романова Л.И. Наркопреступность: криминологическая и уголовно-правовая характеристика / Учеб.-метод. пособие. 2-е изд. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2009. 314 с.
4. ESPAD: The European School Survey Project on Alcohol and Other Drugs [Электронный ресурс] // www.espad.org.
5. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, [Электронный ресурс] // www.fskn.gov.ru.
6. Доклад Международного Комитета по контролю над наркотиками за 2012 год. ООН, Нью-Йорк, 2013. 159 с.
7. Общественное мнение – 2011. М.: Левада-Центр, 2012. 284 с.
8. Указ Президента РФ № 690 от 9 июня 2010 г. «Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики Российской федерации до 2020 г.»
9. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27 января 2006 г. № 40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ».
10. Постановление Правительства РФ № 475 от 26 июня 2008 г. «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения… и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования».
11. Cтатья 179 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
12. Статья 21.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 г.
13. Статья 12.8, часть 1 КоАП РФ.
14. Статья 12.26 КоАП РФ.
15. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 83 от 16 августа 2004 года «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)».
16. «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения (организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств)»: Методические рекомендации. – М.: МЗСР РФ, Минтранс РФ. 2002. – 19 с.
17. Федеральный закон № 144-ФЗ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности».
18. Приказ Министерства транспорта РФ № 50 от 22 апреля 2002 г. «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации».
19. Постановление Правительства РФ № 695 от 23 сентября 2002 г. «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности».