Научная электронная библиотека
Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

1.2.3. Астрономические ошибки псевдо-Птолемея

Н.А. Морозов доказал подлог издания псевдо-Птоломея на основе их сопоставления с расчётными положениями звёзд и планет в разные эпохи и привёл в подтверждение множество других исторических аргументов. Например, сложность изготовления пергамента (сложная выделка шкурок телят или баранов не более 6 недель от роду) делала его драгоценным предметом, достоянием богатых и передача знаний в тот период была ограничена. «Изобретение бумаги дало первую возможность первичному развитию наук и литературы... только с этого момента и начинается реальная история» [51] . Но и после появления бумаги напечатать, издать и представить на продажу книгу при очень высокой её стоимости мог только очень богатый человек, и невозможно было это сделать учёному (в наше время эта сложность тоже остаётся). Граф или князь из честолюбия присваивал книге своего вассала своё имя, и вассал соглашался хоть таким путём оставить людям свои знания (в наше время подобное разделение труда тоже наблюдается). «Но кроме такого пути провести в печать книгу был ещё и другой: выдать собственное произведение за оставшуюся от предков рукопись какой-нибудь древней, легендарной знаменитости». Лучше оставить плод своих дум под именем древнего грека, присоединив к нему своё имя в качестве переводчика, чем сжечь рукопись. «Как мне кажется, так сделал Георгий Трапезундский при сдаче в печать «Альмагеста» псевдо-Птолемея» [50].

Желая проверить время возникновения книги по прецессии приводимых там 1022 звёзд, Н.А. Морозов взял в Государственной Публичной Библиотеке в Ленинграде первое (как написано на титульной странице) издание книги древнегреческого учёного Клавдия Птолемея «Альмагест» в переводе Г. Трапезундского (Кёльн, 1537). Когда Н.А. Морозов взялся пересчитывать указанные в «Альмагесте» прямые восхождения и склонения звёзд на принятые в астрономии долготы и широты, оказалось, что долготы у «Птолемея» даны для XVI века, то есть времени, когда печаталась книга!

Загадка стала ещё более сложной, когда оказалось, что в издании книги на греческом языке (Базель, 1538), которое должно было бы считаться оригиналом, «все долготы убавлены на 20о (±10'). Не на 15, 16, 17, 18 градусов, а почти ровно на 20о, но это сразу отодвинуло время составления каталога на полторы тысячи лет вглубь веков»! Совершенно очевидно, что «автор греческого издания 1538 года пользовался латинской книгой Георгия Трапезундского и делал в ней систематические усовершенствования» [50].

Н.А. Морозов выделил и другие факты, свидетельствующие о позднем написании «Альмагеста» и подгонке положений звёзд под древний период.

  • Ø Учёт Птолемеем во II веке нашей эры прецессии Земли, открытой только в 953 г. н.э. творцом еврейского календаря Хасаном Га-Даяном из Кордовы в Испании. Прецессия в астрономии - медленное движение оси вращения Земли по круговому конусу с углом 23о27' от перпендикуляра к плоскости земной орбиты и с периодом обращения 26000 лет; в результате за столетия заметно изменяется точка весеннего равноденствия и экваториальные координаты звёзд. Сдвиг даты весеннего равноденствия по юлианскому календарю, введённому «от рождества Христова» в IV в. н.э., составлял 0,627о за век, поправка, введённая в григорианский календарь в 1582 г. папой Григорием XIII, составляла уже 1о396 за век, а прецессия еврейского календаря равна 1о или точно 1 дню за век. «Птолемей» со ссылкой на Гиппарха написал: «было открыто, что звёзды передвигаются около 1о в столетие по направлению знаков Зодиака». Прецессия, которую можно заметить только за столетия, зависит от принятой в календаре продолжительности года. У «Птолемея» учтена прецессия не в соответствии с Гиппархом, не с юлианским календарём и не с более поздним григорианским, а с еврейским. Это явное свидетельство появления работы лже-Птолемея в период между 953 и 1582 гг.н.э.
  • Ø Легко измеряемые земными методами прямые восхождения звёзд автор (Г. Трапезундский?) переводил в широты и долготы графическим способом на больших модельных шарах, что возможно только приближённо и очень трудоёмко. Эклиптикальные координаты широт и долгот вместо полярных «было лучше употреблять, вследствие того, что они считались тогда неизменными по широтам и совершенно произвольными по долготам, и по ним нельзя сразу же увидеть время составления каталога. Иначе трудно объяснить, зачем автор - кто бы он ни был! - переводил свои точные первоначальные координаты в новые, хуже определяемые и при том ни на что негодные для звёзд». «Зачем?»,-спрашивает Н.А. Морозов. Вероятно, затем, чтобы скрыть подделку, которая была очень нужна. Кому? Ответ дан выше: заказчиком обмана в то время могла выступать только Церковь.
  • Ø При сравнении широт оказалось, что в «Альмагесте» «эклиптика в Близнецах опущена к югу на полградуса, а в Стрельце и Козероге на столько же приподнята вверх к северу», что было отмечено астрономами (Боде, 1795). Автору «Альмагеста» было известно об уменьшении наклонения эклиптики к земному экватору, но он считал его 2 дуговые минуты в столетие, тогда как за это время оно было лишь ¾ дуговой минуты, что и привело к ошибкам в координатах звёзд при их переносе на 1500 лет назад.
  • Ø Абсолютно несомненным доказательством появления издания псевдо -Птолемея в XVI веке является то, что расположение звёзд по «Птолемею» соответствует членам фигур созвездий - знаков зодиака художественно - астрономическому рисунку знаменитого нюренбергского художника и гравёра Альбрехта Дюрера (1471-1528). А. Дюрер, написавший масляными красками талантливые картины «Адам и Ева в раю», «Святая троица», «Четыре темперамента», множество портретов и других картин, после изобретения гравюр вырезал на меди более 100 гравюр. Он стал первым звёздным картографом, так как до изобретения гравюр и бумаги не сохранились карты неба в рисунках. Звёздные карты А. Дюрера на гравюрах помечены 1515 годом, и они широко разошлись среди астрономов Запада задолго до появления первого издания «Альмагеста». Но художник Дюрер не был астрономом и из художественных соображений он исказил на карте длины зодиакальных созвездий: вытянул ноги Деве, сократив созвездие Весы, передвинул Андромеду, сократил Водолея и удлинил созвездие Рыб. Звёзды в «Альмагесте» расположены в нарисованных Дюрером созвездиях и «даже таких, которые вычерчены вроде Пегаса вверх ногами!». Вывод очевиден: «Весь текст «Птолемеева» каталога был составлен уже в XVI веке по Альбрехту Дюреру» [50] .

 «Особенно важным для установления астрономических апокрифов (переноса в древность) является ошибочное изображение Дюрером созвездия Девы на карте в лежачем положении на эклиптике, причём ей ежедневно приходится заходить на реальном небе вверх ногами, как будто она бросается с небесной высоты на землю кувырком... А между тем в таком виде Дюрерова Дева описана и в звёздном каталоге Альмагеста, несмотря на то, что во всех до-Дюреровских и действительно древних изображениях фигур Зодиака она представляется в нормальном положении - головой к северу и ногами к югу, как и Водолей, и Близнецы, и Телец и Лев» [50].

Н.А. Морозов привёл множество и других аргументов и сделал вывод: «Альмагест» был писан около 1500 года нашей эры». Всё это объясняет и то обстоятельство, что звёздный каталог псевдо-Птолемея, как и большинство произведений, приписываемым древнегреческим учёным, вышел сначала на латинском языке с анахронизмами, а потом уже на греческом с исправлениями анахронизмов. «Латинский псевдо-перевод и был в таком случае оригиналом, а греческий псевдо-оригинал - переводом с латинского текста» [50].

Разоблачая псевдо-Птолемея, Н.А. Морозов очень высоко оценил эту работу. Он рассматривал книгу «как сводку всех астрономических знаний и наблюдений, накопившихся со времени установления в первые века нашей эры 12 созвездий Зодиака до XVI века. Это издание по уровню знаний стало предшественником работ Н. Коперника, который, несомненно, изучал эту работу. Н. Коперник мог получить Венецианское издание Альмагеста в 1528 году, на 55 году жизни. Знаменитая книга Н. Коперника, опровергнувшая всю теорию «Птолемея», была напечатана через 6 лет после Альмагеста и за 15 лет до его смерти.

Разоблачение «Птолемея» свидетельство сложного пути развития естествознания, через ошибки, мистификации, придуманные для Природы закономерности, заказные псевдонаучные теории.


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674