Экзамен на «Homo Sapiens – II». От концепций естествознания ХХ века – к естествопониманию
Поляков В. И.,
Весьма прискорбно, что просвещённый век поторопился воздвигнуть на пьедестал величайшего научного открытия величайший абсурд, где-то превосходящий библейский вздор (тот хоть написан в младенческое для науки время), но следует ожидать - и урок будет весомым.
А.И. Заказчиков
«Живая материя» (2005)
История науки не представляет нам картины непрерывного восхождения к вершине Знания. Сложная математическая и антиприродная по своей сути псевдонаука Птолемея с Землёй - центром мира была опровергнута гелиоцентрической системой Н. Коперника, которая выделила Солнечную систему как центр удалённой на огромное расстояние сферы звёзд. Прошло ещё полвека и Д. Бруно представил Солнце с планетами как структурную часть вечной, никем не сотворённой, безграничной Вселенной. Эта победа Разума над Верой в сотворение мира через четыре столетия была опять отброшена назад теорией относительности (ТО). Опять постулаты и математические модели заменили естественные представления. Хотя в последние десятилетия ХХ века накопилось множество фактов, опровергающих постулаты ТО, но авторитет А. Эйнштейна оказался непререкаемым. Поэтому чтобы вернуться к системному представлению о мироустройстве и развить его, стало необходимым не только ещё раз рассказать об ошибках ТО, но и рассмотреть их корни. Это не «топтание на могилах» учёных (так оценил главу оппонент). Это необходимый анализ для растаптывания псевдотеории и разрыхления грунта для ростков нового естествопонимания.
«Научная революция» А. Эйнштейна (реально, контрреволюция!) в естествознании происходила на границе XIX и XX веков. В результате накопления опытных данных по волновой природе распространения света (Т. Юнг, Дж. Г. Стокс, О. Ж. Френель и др.) и появления теории электромагнитного поля (М. Фарадей, Дж. К. Максвелл) механистическая картина мира, отображённая законами механики Галилея и Ньютона, оказалась непригодной для описания этих явлений. Возросшая на несколько порядков точность измерений и обнаружение новых явлений поколебали законы сохранения массы и энергии, третий закон Ньютона («действие равно противодействию»). Началом революции в физике, породившей впоследствии квантовую механику, теории кварков, электрослабого взаимодействия, квантовой хромодинамики, супергравитации, астрофизики и т.д., стала теория относительности (ТО), авторство которой история науки связывает с Альбертом Эйнштейном.
ТО, провозгласившая относительность понятий времени, пространства, движения, описывая правдоподобно явления электромагнетизма и микромира, вдохновила физиков, и большинство из них добивались успехов и Нобелевских премий, наращивая ветки на уже укоренившемся дереве нового научного направления. Однако, рассматривая все события и явления в разных системах координат, физики исключили из рассмотрения пространство, как материальную сущность, называвшуюся в то время эфиром, во взаимодействии с которым и распространялись волны света. Так теория отстранилась от Природы, отказалась от системного понимания: «Всё связано со всем!» и, тем самым, оказалась без научного фундамента. Дерево теоретической физики ХХ века вырастало не на плодородной почве, а из «пустого пространства». Основанная на неоправданных постулатах, физика накопила множество противоречий и логических ошибок, что и привело к её кризису - невозможности объединения разрозненных теорий и объяснения явлений Природы.
Новые представления о пространстве, движении, строении материи привели к потере простоты восприятия мира, заменили простые законы евклидовой геометрии и механики. Н.Н. Моисеев в своей книге «Расставание с простотой» писал: «... мир действительно сложен и лежит за пределом наглядности. Научные революции ХХ века привели к тому, что человек уже готов к встрече с новыми сложностями, новыми «невероятностями», ещё более не соответствующими «реальности» и противоречащими «здравому смыслу»... Таким образом, вырисовывавшаяся ранее перед учёными прекрасная картина мира, своей простотой и логичностью напоминавшая творения античных зодчих, начинает не просто искажаться, а терять свою логичность и, главное, - наглядность. Наглядность! Очевидное перестаёт быть не просто понятным, а иногда становится и элементарно-неверным. Как бы сказал С.П. Капица: «Очевидное стало невероятным». Таким образом, «расставание с простотой» - это уже навсегда!» [46].
Учёный физик и математик, разобравшийся в современных особенностях развития человеческого общества и сформулировавший основную проблему начала ХХI века: «Быть или не быть человечеству», свято поверил в сложность мироустройства и оказался неспособным понять причины кризиса человеческой цивилизации. Они в уходе наук от естествознания в сложный мир математического манипулирования, одной из основ которого стала теория относительности.
После появления в научных журналах ТО «... газеты писали, что теорию относительности понимают только 12 человек» [90]. Представление о том, что понимание сущности законов Природы доступно только избранным «высоколобым» учёным, ставит в положение неполноценных большинство представителей вида Homo sapiens, оставляя им только веру в Бога или в идолов науки. Воспитание слепой веры в авторитетные теории и научные мифы, также как вера в проповеди церкви и политических демагогов - это способ построения стада овец на заклание. Вероятно, именно в этом видят цель те, кто правит нашим миром в большинстве «демократических» стран, и кто управляет мировыми денежными потоками. Убеждён, что «мир устроен просто», его понимание доступно любому представителю вида Homo sapiens, и именно такое понимание делает его «разумным», способным принимать самостоятельные решения и не надеяться на Всевышнего.
К сожалению, несмотря на огромнейшие технические достижения ХХ века, науки, развивая теории, которые позволяли описывать формулами некоторые явления, ушли от естествознания. Как сам Человек, выделившись из Природы стал жить самостоятельно от неё, и, даже, вопреки ей, так и человеческие науки занялись саморазвитием вдали от Природы. Множество теорий современного естествознания, которые по научному содержанию могут сравниться только с «бредом сивой кобылы», продолжают «развиваться», проедая бюджеты. Вероятно, недаром Н. Бор как-то обронил фразу, что теперь «критерием значительного открытия в науке служит степень его безумства...». Учёные ХХ века отказались от попыток согласовывать новейшие теории с тысячелетним опытом естественного познания мира. В «стремлении к изначальной гармонии» в познании микро- и мегамира учёные считают архаизмом сковывать своё мышление любыми предрассудками, включая и здравый смысл.
Глубокий научный анализ «безумства» теории относительности представлен А.И. Заказчиковым [25-27]. В частности им рассмотрен яркий пример «открытия» полувековой давности, развивающий идеи относительности миропонимания. Это теория Хью Эверетта из Принстонского университета США. Исходя из представлений квантовой механики, что экспериментатор влияет на наблюдаемое явление, Эверетт математическими вычислениями доказывал, что «наблюдение за любым объектом является взаимодействием, которое меняет состояние и объекта и наблюдателя». Это позволило автору ввести аксиому «ветвления» или расщепления, которое происходит при взаимодействии. Из этого следует, что при каждом измерении Вселенная расщепляется на ряд параллельных Вселенных, а из этого следует, что не только будущее, но и прошлое расщепляется и сейчас с некоторой вероятностью должно существовать бессчётное число прошлых и будущих вселенных. Так квантовая теория Эверетта «расщепила» Вселенную, и это «помутнение здравомыслия» продолжает обсуждаться как математически не опровергнутая физическая теория. Например, академик О. Крохин считал, что «теория Эверетта не противоречит современной науке. Других объяснений реальности быть не может» [27]. Бедная современная наука относительных знаний, если реальность объяснятся абсурдом!!!
Кроме множества вселенных теоретические фантазии физиков родили множество других сказочных теорий, перечислению которых можно посвятить десятки страниц. Но вряд ли они этого заслуживают, хотя многие авторы и заслужили Нобелевские и иные высоконаучные премии. Главная особенность подобных теорий состоит в том, что в них «исчез аргумент обычного здравомыслия: «этого не может быть!». Теперь, что угодно немыслимое может обернуться реальностью параллельного мира» [27].
Пропагандируются идеи существования параллельных миров, иных вселенных за пределами нашей Вселенной или внутри неё. «А почему бы нет?!»,- говорят сторонники подобных теорий. Так знания подменяются гипотезами-сказками, а естествопонимание отменяется постулатами, которые противоречат формировавшемуся в человечестве в течение тысяч лет общения с Природой естественному пониманию трёхмерного пространства и хода природных процессов.
Например, не могут быть понятными обычному человеческому разуму, и потому должны быть отнесены к «не естественно научным», многие теоретические построения, основанные на теории относительности:
Существуют десятки иных физических теорий - следствий ТО, основанных на противоестественном восприятии пространства и времени: путешествия во времени («американские учёные экспериментально доказали возможность...», 2005 г.), флуктуации вакуума (чего?) и существование виртуальных (т.е. не существующих) частиц; наличие «кротовых нор» - путей перехода из одного многомерного пространства в другое; возможность мгновенного перемещения в иные миры; следствие, проявляющееся ранее причины события; наличие бесчисленного множества различных по свойствам вселенных. Подобные теории-сказки А.И. Заказчиков относит к состоянию «помутнения здравомыслия», «презрения здравомыслия»: «... научные представления о мироздании, начавшиеся с ложной интерпретации фактов физики, переросли в столь необузданную фантазию, перед которой художественный вымысел смотрится убого... Теоретическим истоком такого развития физики является, без сомнения теория относительности (ТО), специальная (СТО) и общая (ОТО), сломавшая хребет здравомыслия в науке. В результате физика провалилась в мировоззренческую пропасть, называемую теорией относительности» [27].
Естественным продолжением теории относительности стала квантовая механика, которая формировалась в первые десятилетия ХХ века усилиями М. Планка, Н. Бора, Л. де Бройля, В. Гейзенберга, Э. Шредингера, П. Дирака и других учёных. Эта физика стала дальнейшим отступлением науки в сторону идеализма. Даже А. Эйнштейн писал в 1912 г: «Чем больших успехов добивается квантовая теория, тем бестолковее она выглядит» [110] . Постулаты квантовой теории потому сложны для понимания, что они выходят за границы логического восприятия. Остановимся на некоторых таких постулатах, представленных в «Концепциях современного естествознания» [53, 77].
Можно привести ещё множество аналогичных «несуразиц», но остановимся. Поверим мнению известного физика-теоретика, лауреата Нобелевской премии по физике (1962) Л.Д. Ландау: «Основы существующей теории нуждаются в решительном пересмотре... современная релятивистская квантовая механика... существенно хромает».
Обсуждая «научные заскоки» в физике ХХ века стоит вспомнить английского философа Уильяма из Оккама (1281 - 1349), который уже тогда считал, что «Первичная материя есть одна и та же основа в любых подверженных возникновению и порче вещах» [83]. Из единства материи он непосредственно выводил свою формулу, названную впоследствии «бритва Оккама»: «сущности не следует умножать без необходимости». Этот принцип должен быть воспринят учёными, для срезания с дерева познания паразитических напластований. «Простота - это краеугольный камень методологии познания»,- считал Уильям из Оккама. В XXI веке следует задуматься, нужны ли теории, основанные на отлично согласованных математических уравнениях, но заменяющие ощущаемый нами трёхмерный мир - четырёх, семи, одиннадцатимерным? Оккама (уже тогда!) считал, что существует проблема переполнения науки вновь вводимыми сущностями. Сколько же лже-терминов, не определяющих никакой сущности, и лже-теорий, не соответствующих реальности мира, придумано только за ХХ век!
Революция в физике в течение ХХ века с развитием теорий, основанных на ТО, привела к огромному скачку в развитии всех связанных с физикой наук и главному практическому достижению - освоению ядерной энергии. Реальное достижение состоит в том, что наука обеспечила человечество источником энергии на ближайшие сотни лет именно в тот период, когда уже стало осязаемым исчерпание традиционных источников энергии, основанных на химическом сжигании органического топлива, которое планета накапливала (для нас ли?!) в течение сотен миллионов лет. Но эта великая техническая победа науки омрачается отрицательными сторонами:
Перечисленные недостатки оказались не проанализированными научным сообществом, чему способствовали технические достижения, которые, в свою очередь, привели к возрастанию авторитета теории относительности, превратившейся из попытки научного математического описания природных явлений в теоретическое учение с религиозным чувством веры. Её названный отец А. Эйнштейн превратился из простого человека - в мессию, давшему миру новый завет, и потому не подверженному критике. Так успехи описания явлений математически стройными теориями при отсутствии фундаментального понимания их сущности и привнесение относительности в науку, вопреки правилу: «Всё связано со всем» привели к разрушению материалистической основы науки, ввергнув науку в идеализм.
Трагедия науки ХХ века заключается в том, что невиданное в прежние века развитие технических наук было построено на базе относительных, то есть примерных знаний о Природе вещей и явлений. Огромный технический прогресс был достигнут за счёт недопустимого законами Природы потребления её ресурсов и недопустимого вмешательства в межсистемные потоки энергии, когда человеческое сообщество достигло в производстве энергии уровня, сопоставимого с системой высшего уровня организации живого - биосферой планеты. Теория относительности оторвала науку от изучения природных взаимосвязей и, развивая технику и потребление, привела человечество к цивилизационному кризису.
В развитие высказанных общих замечаний по ТО рассмотрим подробнее её истоки, историю создания, принципы, ошибки, роль А. Эйнштейна.