Экзамен на «Homo Sapiens – II». От концепций естествознания ХХ века – к естествопониманию
Поляков В. И.,
Необходимость системного анализа для определения места человеческого вида в структуре МИРА вытекает из системной структуры мира. Для анализа системных взаимосвязей полезно ознакомиться с общим принципам функционирования любых систем.
Людвиг фон Берталанфи - создатель общей теории систем и основатель системного подхода к анализу явлений, писал в 1968 году: «...Современная наука имеет только одну задачу - анализ, который требует разбивать мир на более мелкие компоненты и выявлять индивидуальные причинные связи. Таким образом, материальный мир был «разрушен» до уровня атомов, живые организмы - на клетки, поведение - на рефлексы, восприятия - на отдельные ощущения и т.д.» [61]. Действительно, анализ должен быть обязательным на начальном этапе разделения структуры на элементы и выделения взаимосвязей, но для получения главных выводов требуется синтез структур.
О необходимости системного анализа любых объектов и процессов напоминают нам сотни мыслителей:
При наличии принципиальной важности понимания «системности» существуют десятки определений этого понятия:
Последнее определение наиболее близко к сущности, но «сухих» определений понятия недостаточно для понимания глубины системных взаимосвязей. Тейяр де Шарден, рассматривая материю как целостность, приоткрывает глубинное единство систем: «Система» непосредственно воспринимается в мире любым наблюдателем природы. Согласованность частей Универсума всегда была предметом восхищения людей... Каждый элемент космоса буквально соткан из всех других элементов: снизу он создаётся таинственным явлением «композиции», представляя собой как бы вершину организованной совокупности; сверху - воздействием единств высшего порядка, которые , охватывая его, подчиняют его своим собственным целям. Невозможно разорвать эту сеть и выделить из неё какую-либо ячейку без того, чтобы ячейка не распустилась со всех сторон и не распалась. Повсюду, куда не бросишь взгляд, окружающий нас Универсум держится своей совокупностью... Сотканная в один кусок, одним и тем же способом, который, однако, от стежка к стежку никогда не повторяется, ткань Универсума соответствует одному облику - структурно она образует целое» [84].
Таким образом, система - это не любая совокупность частей, находящихся во взаимосвязи или взаимодействии. Необходимо, представлять их глубокую структуированность: подсистемы всегда входят в состав систем, составляющих часть надсистем. При этом можно удивляться, но вряд ли следует отрицать семеричность иерархии систем (семь нот, семь цветов, семь дней «творения мира»). Можно рассмотреть такие семеричные иерархии систем с подобными интервалами различия размеров между уровнями:
(МИР, как будет показано, представляет единую систему, высшего уровня организации, состоящую из нематериальной волновой (полевой), всеохватной системы ДУХ и всех материальных образований Вселенной от элементарной частицы до звёзд и галактик).
Следовательно, можно сформулировать понятие «система»:
Система - это объединённое единой целью образование объектов, связанных силами взаимодействия, выполняющее определённую функцию, обеспечивающее своё самоподдержание и одновременно выполняющее определённые функции надсистемы.
Тогда главный закон Природы - аксиома всесистемности:
«Мир построен системно».
Всё сущее входит в какую-то систему более высокого уровня, которая для него является окружающей, обеспечивающей её существование средой.
Не должно вызывать сомнения, что каждый атом сохраняет свою структуру вследствие системных законов взаимодействия. Также планеты удерживаются на своих орбитах в Солнечной системе. Также и вся Галактика существует вследствие системных сил взаимодействия. Она не «схлопывается» в точку и не разбегается. Поэтому, не имея примеров в Природе, опровергающих аксиому следует признать системность структуры мира как самый общий закон организации всего в Природе.