При преобразовании Неплюевского военного училища в Неплюевский кадетский корпус «Положение» об этом учебном заведении было принято лишь временно. Документ дорабатывался, и по приезде в Оренбург В. А. Перовский вскоре получил проект «Положения», в который ему следовало внести, «по соображениям на месте», изменения и дополнения177. При этом предлагалось иметь в виду, что два кадетских корпуса – Оренбургский и Сибирский – имели «специальное назначение»: они были учреждены «единственно для местных потребностей Сибири и Оренбургского края»178.
Работа над новым «Положением» велась тщательно и заняла немало времени. Только 17 ноября 1853 г. В. А. Перовский представил в Штаб военно-учебных заведений свои предложения179. По примеру Сибирского корпуса все кадеты, независимо от их сословного происхождения, уравнивались в правах, так что при определении на службу при выпуске они были «поставлены единственно в зависимость от степени благонравия и успехов каждого в науках».
Другое существенное изменение заключалось во введении для 1-го эскадрона обязательного изучения восточных языков вместо немецкого и французского. В. А. Перовский писал: «По характеру населения Оренбургского края и по соседству оного с среднеазиатскими областями местное управление, как военное, так и гражданское, постоянно нуждается в чиновниках, знающих восточные языки. Вследствие чего преподавание сих последних предполагается ввести в обоих отделениях корпуса, т.е. европейском и азиатском; французский и немецкий языки, знание коих по положению края не составляет для выпускаемых из корпуса воспитанников существенной необходимости, и которые обучающиеся в корпусе изучить основательно не могут, исключить вовсе из числа преподаваемых предметов».
Жалованье служащим корпуса и учителям значительно повышалось. В. А. Перовский считал, что «по отдаленности Оренбурга, только при надлежащем обеспечении приличным содержанием можно привлечь к службе в корпусе благонадежных наставников и преподавателей».
По мнению В. А. Перовского, число воспитанников Неплюевского кадетского корпуса следовало увеличить до 260. Этого требовала «возрастающая между жителями края в казенном заведении для воспитания юношества потребность, выражающаяся поступлением множества прошений о помещении малолетних в корпус даже на собственный счет, в чем, однако, за неимением вакансий приходится часто отказывать». В связи с этим ставился вопрос о «возведении для корпуса одного общего здания».
Эти предложения были приняты. В то же время происходило согласование программы обучения с программами, существовавшими в других кадетских корпусах России, причем учитывались «потребности службы в Оренбургском крае». Было решено, что большинство предметов «беспрепятственно и с успехом могут быть преподаваемы по общим для всех корпусов программах»180. К этим предметам были отнесены закон Божий, русский язык и словесность, математика, физика, естественная история, история всеобщая и русская, военная топография, рисование и черчение. Военные же науки (тактика, артиллерия, фортификация), а также география, минералогия, законоведение и восточные языки следовало преподавать по программам, специально разработанным для Неплюевского кадетского корпуса, «сообразно с местными условиями этого заведения». Как сообщал Я. И. Ростовцев В. А. Перовскому в письме от 8 марта 1853 г., программу по минералогии было решено предварительно представить для рассмотрения в главное инженерное училище, а по восточным языкам – «одному из ученых ориенталистов Санкт-Петербурга»181.
Особое внимание обращалось на программу по географии. Я. И. Ростовцев писал, что «утвержденная для Сибирского кадетского корпуса программа географии тем отличается от общей по этому предмету программы для военно-учебных заведений, что в ней страны Азии, лежащие по соседству с Сибирью, излагаются с большею подробностью». В. А. Перовский, рассмотрев эту программу, заключил, что к ней необходимо сделать «некоторые лишь добавления». «Я нахожу, – писал он, – эту программу удовлетворяющей в полной мере потребности Неплюевского кадетского корпуса, но признал бы со своей стороны полезным заменить первую и вторую статьи программы для 5-го класса … статьями, составленными мной, в которых Сибирь и Американские владения, а также степи между западными оконечностями Алтая и северным подножием Кавказа излагаются с большей подробностью, что для воспитанников Неплюевского корпуса, предназначаемых для службы в Оренбургском крае, совершенно необходимо»182.
Следует добавить, что вскоре программа обучения в Неплюевском кадетском корпусе опять была несколько изменена. В приказе В. А. Перовского говорилось: «С 15 сентября 1855 г. преподавание земледелия, лесоводства, ботаники и зоологии прекратить, а вместо них ввести тактику, законоведение и чтение естественной истории»183. Курс естественной истории включал в себя сведения по ботанике, зоологии и минералогии.