В работах [4; 74; 75] было показано, что для привитых сополимеров, полученных при облучении полиэтилена (ПЭ), набухшего в различных виниловых мономерах, с увеличением содержания в сополимере стирола, акрилонитрила или винилпиридина проницаемость уменьшается. Было высказано предположение, что прививка этих мономеров происходит исключительно в аморфных областях ПЭ. Возникшие в полимере относительно непроницаемые области действуют как исключенный для газового потока объем [4].
Аналогичный эффект наблюдали авторы [76] в случае радиационной прививки полиакролеина (ПАЛ) к ПВТМС. В этом случае предполагается [76], что снижение коэффициента диффузии D обусловлено повышением плотности поперечной сшивки макромолекул ПВТМС цепями ПАЛ. В указанных выше работах объяснение экспериментально наблюдаемого эффекта выполнено на качественном уровне. Авторы [77] получили количественную трактовку указанного снижения проницаемости привитых сополимеров в рамках фрактальной модели процессов газопереноса.
По существу, уменьшение проницаемости мембран, показанное в работах [4; 84-76], обусловлено формированием разветвленных (сшитых) макромолекул. Это приводит к увеличению ds [32] и, как следует из уравнения (2.5), уменьшению D. Однако, возможна еще одна фрактальная трактовка этого эффекта, которая рассматривает разветвленную макромолекулу как некую древовидную структуру [78]. Такая модель была успешно применена для описания термоокислительной деструкции ПЭ [66], а в работе [77] она использована для описания процесса диффузии в указанных выше привитых сополимерах.
В качестве теоретической модели для описания процессов диффузии в привитых сополимерах использован древовидный кластер, состоящий из корня или начала, бесконечного скелета и ответвляющихся от него конечных «мертвых» концов [78]. Попавшая на такой «мертвый» конец (ответвление, поперечная связь) молекула газа-диффузанта становится неподвижной и исключается из дальнейшего процесса диффузии. Вероятность попадания молекулы газа-диффузанта на «мертвый» конец P0(l) определяется следующим образом [78]:
, (2.45)
где А - константа, l - расстояние от корня до частицы, а показатель a определяется так [78]:
, (2.46)
где dl и - химические размерности макромолекулы и ее скелета, соответственно.
Величины dl и - химические размерности макромолекулы и ее скелета, соответственно.
Величины dl и определяются с помощью следующих уравнений [78]:
, (2.47)
. (2.48)
Таким образом, ключевым параметром для расчет химических размерностей dl и является спектральная размерность ds и поэтому рассмотрим ее определение более подробно. Как известно [22], диффузия газов в полимерах реализуется на молекулярном уровне и поэтому в качестве ds принимается спектральная размерность макромолекулы, которая может варьироваться в пределах 1,0 ¸ 1,33 [32]. Для линейных цепей принимается ds = 1,0, а для сильно разветвленных (сшитых) макромолекул Ds = 1,33 [32]. Исходя из данных [74-76], следует ожидать, что для исходных линейных ПЭ и ПВТМС ds = 1,0, а по мере роста содержания прививаемой компоненты См величина ds будет увеличиваться в пределах указанного интервала. Для более точной оценки ds была выполнена следующая процедура [77]. Сначала было определено относительное снижение коэффициента диффузии DDотн согласно формуле [77]:
, (2.49)
где D0 и D - коэффициента диффузии исходного полимера (ПЭ или ПВТМС) и привитого сополимера, соответственно.
Далее была построена зависимость DDотн (См), которая имеет приблизительно квадратичную форму. Для линеаризации последней эта корреляция была перестроена в координатах DDотн - (рис. 2.25). Как следует из этого рисунка, данные для трех прививаемых виниловых мономеров (стирола, акрилонитрила и винилпиридина) и ПАЛ и для пяти газов-диффузантов (N2, O2, Kr, Xe и CO2) ложатся на одну прямую. Такая корреляция показывает, что снижение D не зависит от химической природы мономера, а определяется только содержанием Cм, т.е., степенью разветвленности (сшивания) макромолекул исходных полимеров. Исходя из графика рис. 2.25, снижение D по мере роста См аналитически описывается простым уравнением [77]:
. (2.50)
Далее, полагая линейную зависимость ds от См, ds = 1,0 для линейных ПЭ и ПВТМС и ds = 1,33 для сополимера ПЭ с См = 0,60, можно получить формулу для оценки ds исследуемых сополимеров [77]:
, (2.51)
которая отражает увеличение ds (повышение степени связности макромолекулы [32]) по мере роста степени разветвленности (сшивки) цепи сополимера [77].
Очевидно, что в случае разветвленных (сшитых) макромолекул скелетом следует считать их линейный аналог, т.е., линейную цепь исходного полимера (ПЭ или ПВТМС). В этом случае ds = 1,0 [32] и, согласно уравнениям (2.47) и (2.48) dl = 1,0 и = 1,0.
Далее, приняв в уравнении (2.45 А = 1,40 и l =10 относительных единиц, можно рассчитать величину P0(l) и сравнить ее с относительным снижением коэффициента диффузии DDотн, что показано на рис. 2.26. Физический смысл такого сравнения очевиден: чем больше вероятность попадания молекулы газа-диффузанта на «мертвый» конец P0(l), тем больше таких молекул становится неподвижными и исключаются из процесса диффузии и тем меньше D. Как следует из данных рис. 2.26, теоретическая кривая P0(l) и экспериментальные точки DDотн как функция См превосходно согласуются. Модель [78] получена для агрегатов без петель и соответствие теории и эксперимента, показанное на рис. 2.26, предполагает, что и разветвленные, и сшитые макромолекулы следует рассматривать как беспетлевые агрегаты [77].
Таким образом, изложенные выше результаты показали корректность фрактальной модели древовидного кластера для описания процессов диффузии в разветвленных (сшитых) сополимерах. Как и во фрактальной модели процессов газопереноса, для указанных сополимеров основную роль в изменении коэффициента диффузии играет степень связности макромолекулы, характеризуемая ее спектральной размерностью [2; 3].
Абстрактное построение решеток Бете (деревьев Кейли) в последние годы нашло применение для решения реальных проблем диффузии газов для разветвленных, сшитых и дендримерных полимеров [79]. Перескоки блуждающих частиц (молекул газа-диффузанта) на таких молекулярных структурах преобразуются в проблему несвободного блуждания на одномерной решетке, что является точным отображением. Расчет вероятности р смещения (сноса) молекулы газа-диффузанта на боковое ответвление цепи полимера можно выполнить следующим образом [79]. Величина р = 0,5 соответствует случайному блужданию, а размерность Dр между вероятностями сноса указанной молекулы на одномерной решетке (полимерной цепи) вдоль цепи и на боковое ответвление выражается так [79]:
. (2.52)
Кроме того, величину Dр можно выразить через коэффициент диффузии D и время диффузии t следующим образом [79]:
. (2.53)
Полагая, что уменьшение D обусловлено для разветвленных (сшитых) полимеров сносом молекулы газа на боковую ветвь и при условии t = const запишем [80]:
, (2.54)
где DDотн - относительное снижение коэффициента диффузии, определяемое по уравнению (2.49).
Для бесконечных решеток Бете было получено следующее асимптотическое выражение [81]:
, N ® ¥, (2.55)
где SN - число посещенных узлов решетки; N - общее число узлов; Z - координационное число ответвления, т.е., число связей, выходящих из него.
Полагая SN/N = DDотн, можно рассчитать величину Z из уравнения (2.55). На рис. 2.28 приведена зависимость p(Z), из которой следует, что даже небольшая степень разветвления макромолекулы (для линейных цепей Z = 2) приводит к быстрому росту р, существенному сносу молекул газа-диффузанта на боковые («мертвые») цепи и, следовательно, к росту DDотн или уменьшению D. При Z » 3 зависимость p(Z) выходит на асимптотическую ветвь, т.е., дальнейшее разветвление цепи уже не будет заметно влиять на процесс диффузии. Этот вывод подтверждается результатами компьютерного моделирования [81]. Сравнение рис. 2.26 и 2.7 показывает, что рассмотренные модели [78] и [79] дают идентичную трактовку снижения коэффициента диффузии, выраженного величиной DDотн, для разветвленных (сшитых) полимеров.