Научная электронная библиотека
Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

1.3.2. Виктимизация как процесс

Исходя из большого количества трактовок виктимности, можно определить виктимизацию как процесс приобретения виктимности. Франк Л.В. первым дал определение термину «виктимизация - это процесс превращения в жертву преступления и результат этого процесса как на единичном, так и на массовом уровне» [82, с. 107-108]. Развивая определение «виктимизации», автор вводит новые термины, производные от этого понятия: виктимизировать, виктимизироваться и виктимизатор. Виктимизировать означает превращать кого-либо в потерпевшего, виктимизироваться – быть превращенным в жертву, виктимизатор – личность конкретного посягателя либо тот факт, которому принадлежит основная роль в процессе виктимизации [85, с. 108].

В отечественной литературе определение виктимизации, данное Франком Л. В., было встречено критикой со стороны некоторых учёных, в том числе Ривманом Д.В. и Устиновым В.С.. Они отмечают невозможность определения одним термином таких двух самостоятельных явлений как процесс и результат. Ривман Д. В. отмечает, что под виктимизацией он понимает лишь процесс реализации виктимности в ходе преступного посягательства в отношении лица, а состояние реализованной потенциальной виктимности обозначает термин «виктимность-результат» или «реализованная виктимность» [ 61, c. 15-24].

Следует отметить, что в учебнике, написанном в соавторстве с Устиновым В.С., он, частично, соглашается с Франком Л.В. и указывает, что виктимизацию следует рассматривать в двух аспектах:

- индивидуальном (виктимизация отдельного субъекта от конкретного преступления);

- массовом (множество, суммарное выражение актов виктимизации, в конечном счете, как виктимизация от преступности) [61, c.54].

Наиболее ёмкое определение дал В.А. Туляков. Он утверждает, что можно говорить «о понимании виктимизации как общей совокупности всех случаев причинения лицу (социальной общности) физического или морального вреда преступлением (преступностью)» [ 78, с. 199].

Процесс превращения виктимной личности в жертву преступления всегда имеет свое завершение - виктимное лицо становится жертвой преступления, т.е. достигается результат процесса, виктимизация. Факт, что лицо подвергалось преступному посягательству (виктимизация как процесс), несмотря даже на то, что преступное намерение даже не доведено до конца, делает лицо, на которое было с направлено посягательство, виктимизированным (виктимизация как результат). Такого человека можно считать жертвой.

Необходимо отметить, что понятие «виктимизация» связано с причинением вреда жертве. Сам процесс и результат превращения человека в жертву социализации принято называть виктимизацией. Практика показывает, что вероятность стать жертвой зависит не только от определенных личностных качеств человека. Но и от времени, места и положения, в которых он оказывается, от материальной обеспеченности и уровня защищенности, от степени конфликтности ситуации, от правового статуса должностного лица, от специфики его служебных функций, а также от ряда других условий. Все они в совокупности составляют виктимогенную обстановку (Глава 1.3.3).

Дать общую характеристику состояния виктимизации в мире практически невозможно. Методики исследования виктимизации в мире из-за различий в системах статистического учета, различий в оценке преступлений и их последствий и элементарных различий уголовного законодательства в настоящее время не позволяют получить достоверных данных. Уровни виктимизации отражают не только опыт общения жертв с правонарушителями, но и виктимные перцепции населения, их ощущения личной и социальной безопасности, изменения в социальной политике, установках средств массовой информации, общественном настроении в целом.

Исследователи-юристы предлагают рассматривать виктимизацию и преступность во взаимосвязи, при этом особое внимание уделять изучению социальных, психических и моральных уровней их функционирования. Социологическими исследованиями установлено, что каждое общество в процессе взаимодействие с внешней средой накапливает определенный опыт. Английский социолог, профессор Калифорнийского университета, вице-президент Международной социологической ассоциации Смелзер Нейл считает, что «Виктимизация и преступность, как социальные процессы, также во многом определяются общей характеристикой и состоянием культуры общества, организующей человеческую жизнь в целом» [68, c. 42].

В этом смысле можно говорить о том, что социальные потребности и убеждения, ценности и нормы формируют исторические типы виктимного и преступного поведения, влияя на изменения систем социального контроля и отношения к жертвам преступлений. Виктимизация населения и преступность, в конечном итоге, определяются соотношением демографических и социально-ролевых факторов, ориентирующих индивида или социальные группы на удовлетворение определенных потребностей с заданными обществом возможностями их удовлетворения.

Вишневецкий К.В. в исследовании предлагает выделять четыре уровня виктимизации, с учётом как параметров виктимизации личности, так и параметров виктимизации социальных групп:

- Первый уровень складывается из данных о непосредственных жертвах агрессивно-насильственных преступлений, фигурирующих в материалах уголовных дел или о латентных жертвах, выявленных в результате виктимологических исследований и причиненном им ущербе.

- Второй уровень включает в себя данные о членах семьи жертвы, опосредованно пострадавших от преступлений, совершенных в отношении их близких.

- Третий уровень составляют другие социальные группы (трудовые коллективы, друзья, знакомые, соседи и др.), которым в результате, хотя и непрямого воздействия преступлением также причиняется вред.

- Четвертый (социальный) уровень предполагает существование негативных последствий совершения преступления для целого региона или всего общества [17, c. 20].

Виктимизация - процесс и результат превращение человека или группы людей в тот или иной тип жертвы социализации, природных экстремальных явлений или преступления. Термин виктимизация связан обязательно причинением вреда. В зависимости от уровня социального взаимодействия субъектных связей в научной литературе различают первичную и вторичную виктимизацию. Вред материальный, физический и психический нанесенный жертве и причиненный членам его семьи, друзьям и социальному окружению происходит в процессе первичной виктимизации. Под материальным вредом подразумевается утрата собственности, потеря дохода. Физический вред - это ушибы, травмы, переломы и т.п. Психологический вред - это страх, бессонница, чувство вины и стыда, состояние агрессии, депрессии, потребность в перемене места жительства и т.п.

Под вторичной виктимизацией понимается косвенное причинение вреда жертве преступления, связанного с отношением к ней лиц из ближайшего социального окружения, социальной общности в целом, органов социального контроля, посредников и персонала, работающего с жертвами, адвокатов, а также отношение врачей к жертве, находящейся в больнице. Стереотипная предубежденность в отношении «виновности» жертвы, грубое, невнимательное обращение и негативное отношение к ней как к лицу, чем-то запятнавшему себя, стереотипы «греховности» жертвы, унижение ее чести и достоинства - это далеко не полный перечень типичных форм вторичной виктимизации, содействующих отчуждению жертвы, ее десоциализации. Вторичная виктимизация эмпирически изучена недостаточно, исключение составляют европейские англоязычные страны. В них изучалось отношение реакции общества, органов юстиции к лицам, ставшим жертвами изнасилования и насилия в семье.

Аналогичные исследования проводились и в ФРГ. Немецкий исследователь З. Бауман ввел категорию третичной и четвертичной виктимизации. До настоящего времени третичная виктимизация, ее виды и размер вреда, причиненного жертве практически не изучена. З.Бауман под третичной виктимизацией понимает «процесс, в ходе которого исследователи и должностные лица злоупотребляют возложенными на них задачами, используя жертву преступления в своих целях, не принимая во внимание вред, причиненный конкретной жертве преступления или группе лиц, ставших потерпевшими». Эксплуатация и использование грязного пиара с травмированием жертвы через средства массовой информации, назойливое проникновение в личную жизнь, использование правового статуса и позиций жертвы не во благо, а во вред ей - это далеко не полный перечень проблем и последствий такой виктимизации. Необходимо подчеркнуть, что эти проблемы практически не получили своего разрешения в современной виктимологии, так как нет надежного инструментария измерения последствий третичной виктимизации и методик ее исчисления.

Четвертичная виктимизация - «это причинение вреда жертвам преступлений посредством сознательной клеветы на них со стороны работников правоохранительных органов или иных лиц». Например, не привлечение к уголовной ответственности лиц (мужей), совершающих сексуальное насилие (как таковое) над своей женой в браке. В этих случаях особенно отчетливо проявляется процесс деградации жертвы [13].

Следует подчеркнуть, что в настоящее время в целях виктимологического анализа преступности и ее соотношения и различными видами отклоняющегося поведения чаще всего используется понятие первичная виктимизация. Анализ вторичной, третичной и четвертичной виктимизации изредка используют специалисты по организации обращения с жертвами преступлений и по виктимологической профилактике.

Таким образом, эти аспекты изучения потерпевших получили термины «виктимность» и «виктимизация». Виктимность – способность при определенных обстоятельства стать жертвой преступления или неспособность избежать такой опасности там, где она объективно могла быть предотвращена. Сам процесс и результат превращения человека в жертву социализации принято называть виктимизацией.


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674