УГОЛОВНОЕ ПРАВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Особенная часть
Бекмагамбетов А.Б. А. Б., Ревин В. П., Ревина В. В.,
Вовлечение несовершеннолетнего в совершение уголовных правонарушений (ст. 132 УК РК).
Под вовлечением в преступную деятельность следует понимать целенаправленные действия вовлекающего по формированию у несовершеннолетнего желания (намерения, стремления) и готовности участвовать в совершении преступления (п.24 нормативного постановления Верховного Суда РК №6 от 11 апреля 2002 года «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность»). При этом, действия взрослого должны носить активный характер, и могут сопровождаться применением психического или физического воздействия (побои, уговоры, угрозы и запугивания, подкуп, обман, возбуждения чувства мести, зависти и других низменных побуждений, уверения в безнаказанности, дача советов о месте и способе совершения или сокрытия следов преступления, обещание платы за совершенные действия либо оказание содействия в реализации похищенного и другие1.
Обещания могут выражаться в передаче несовершеннолетнему в будущем денег, вещей, как похищенных у потерпевшего, так и в виде платы за совершенные действия.
Обман заключается в просьбе к подростку совершить те или иные действия, которые не кажутся ему уголовно-наказуемыми. При этом несовершеннолетний не осознает, что совершает уголовное правонарушение, поскольку он добросовестно заблуждается, полагая, что оказывает взрослому лицу помощь. Обман может выражаться в убеждении несовершеннолетнего взрослым в безнаказанности за содеянное.
Более серьезный вид вовлечения несовершеннолетнего в совершение уголовного правонарушения – его вовлечение путем угроз.
Угроза представляет собой предупреждение о неблагоприятных последствиях для несовершеннолетнего или его близких в случае отказа участвовать в уголовном правонарушении (например, угроза разгласить позорящие сведения, изгнать из подростковой группы, лишить заработка и т.д. ). Угрозы имеют различный характер и выражаются либо в применении физического насилия в случае отказа от совершения криминальных действий либо в психологической обработке. Подростку, например, могут угрожать причинением физического или материального вреда и т.д.
Иной способ вовлечения несовершеннолетнего в совершение уголовного правонарушения связан с разжиганием зависти, мести и т.д.
Взрослое лицо, вовлекшее несовершеннолетнего в совершение уголовного правонарушения, несет ответственность как по ст. 132 УК РК, так и за криминальное деяние, в которое несовершеннолетний был вовлечен.
Если взрослое лицо не сумело вовлечь несовершеннолетнего в совершение уголовного правонарушения, то оно должно нести ответственность за покушение на вовлечение несовершеннолетнего в совершение вышеназванного деяния.
Для индивидуализации ответственности и наказания взрослого лица, вовлекшего несовершеннолетнего в совершение уголовного правонарушения, обязательно установление конкретного способа вовлечения, степени интенсивности воздействия со стороны взрослого, наступивших и возможных последствий для личности и поведения несовершеннолетнего. Значение имеют и данные о характере и длительности предшествующих отношений взрослого и несовершеннолетнего.
Нельзя исключить возможность вовлечения по тому факту, что несовершеннолетний имеет отрицательную характеристику, состоит на профилактическом учете или даже судим. Решающее значение имеет ответ на вопрос, осуществлял ли взрослый активные действия по вовлечению несовершеннолетнего в преступление одним из способов, о которых речь шла выше. Именно потому, само по себе предложение лица совершить преступление, сделанное несовершеннолетнему, без оказания на него психического либо физического воздействия, нельзя расценивать как вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность1. И кроме того, сам факт совершения лицом преступления в группе по предварительному сговору с несовершеннолетним, не может свидетельствовать о вовлечении им несовершеннолетнего в совершение преступления2.
Вовлечение считается оконченным с момента, когда подросток дал согласие на совершение уголовного правонарушения. С учетом этого вовлечение может быть совершено только с прямым умыслом. Верховный Суд РК разъясняет, что преступления предусмотренные статьями 132 и 133 УК РК, считаются оконченными с момента склонения несовершеннолетнего к совершению преступления или иных антиобщественных действий, когда под влиянием взрослого у него возник умысел на его совершение3.
1Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Казахской ССР, Пленума Верховного Суда Республики Казахстан, нормативных постановлений Верховного Суда Республики Казахстан (1968-2014 годы). – Алматы: ТОО «Издательство «Норма-К», 2015. -С. 208.
1Жукенов А. Т. Судебная практика по уголовным делам. – Алматы: ТОО «Издательство «Норма-К», 2013-С. 269-271
2Жукенов А. Т. Судебная практика по уголовным делам-С. 271-272.
3Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Казахской ССР, Пленума Верховного Суда Республики Казахстан, нормативных постановлений Верховного Суда Республики Казахстан (1968-2014 годы). – Алматы: ТОО «Издательство «Норма-К», 2015. -С. 209.
Субъектом данного уголовного правонарушения может быть лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста.
Квалифицирующий признак данного деяния – его совершение родителем, педагогом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего.
Еще более серьезная уголовная ответственность и наказание наступают при наличии таких квалифицирующих признаков, как вовлечение несовершеннолетних с применением насилия или с угрозой его применения либо вовлечение в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Согласно п.26 под насилием названного выше нормативного постановления Верховного Суда следует понимать нанесение побоев, иные насильственные действия, связанные с причинением физической боли, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью несовершеннолетнего1.
Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 133 УК РК).
Уголовно-правовое регулирование ответственности и наказания за вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, бродяжничество, попрошайничество) имеет много общего с регулированием ответственности и наказания за вовлечение в преступление. И в этих случаях речь идет о посягательствах на интересы правильного развития и воспитания несовершеннолетнего, на права и обязанности родителей или заменяющих их лиц. Рассматриваемая норма, как и предыдущая, относится к числу конвенциальных, т.е. вытекающих из международно-правовых обязательств страны.
В отличие от вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления вовлечение его в совершение антиобщественных действий имеет квалифицирующий признак неоднократности. Перечень видов антиобщественного поведения (действий), вовлечение в которое влечет уголовную ответственность взрослого, является исчерпывающим. По сравнению с УК 1959 г. в ст. 133 УК РК говорится о вовлечение не в пьянство, а в систематическое употребление спиртных напитков, что облегчает квалификацию; из перечня видов антиобщественного поведения исключено вовлечение в азартные игры, не включено вовлечение в бродяжничество.
Надо отметить, что некоторые виды вовлечения в антиобщественные действия предусмотрены другими статьями УК РК, например вовлечение в потребление наркотических средств или психотропных веществ (п.1 ч.3 ст. 299 УК РК). Поэтому само по себе отсутствие упоминания в ст. 133 УК РК какого-либо вида антиобщественных действий не означает, что вовлечение в них не является преступлением. Надо анализировать и другие статьи Особенной части УК РК.
В диспозиции ст. 133 УК РК не указаны способы вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий. Представляется, что они могут быть такими же, как и в ст. 132 УК РК. Однако, при вовлечении в антиобщественные действия, в отличие от вовлечения в преступление в некоторых случаях возможен и косвенный умысел. Например, вовлечение в систематическое употребление спиртных напитков может иметь не четко сформулированную цель такого рода, а более локальную – найти компаньона для совместного досуга, связанного с употреблением алкоголя.
Представляется, что вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественные действия является формальным составом. Иными словами, деяние считается оконченным с момента совершения взрослым активных действий по вовлечению в совершение преступления независимо от того, наступили ли желаемые им последствия.
Понятие одурманивающих веществ в смысле ст. 133 УК РК охватывает любое лекарство, вещество технического либо бытового назначения (например, ацетон, бензин и т.д. ), растительное вещество, употребление которых вызывает одурманивание и которые, вместе с тем, не отнесены существующими нормативными перечнями к числу наркотических средств или психотропных веществ.
При этом совершаемое в процессе вовлечения принуждение к половому сношению (иным действиям сексуального характера), развратным действиям с несовершеннолетним и т.д. влечет квалификацию деяния взрослого по совокупности соответствующих составов.
Объектом преступных действий может быть несовершеннолетний как женского, так и мужского пола.
Вовлечение в занятие бродяжничеством или попрошайничеством заключается в возбуждении у несовершеннолетнего желания переезжать с одного места в другое, бросить учебу или работу, проживать на подаяние. Для вменения взрослому вовлечения несовершеннолетнего в бродяжничество должен быть доказан умысел именно на обеспечение разрыва с семьей или детским учреждением; побуждение к временной отлучке не охватывается данным составом преступления. Вовлечение в бродяжничество нередко соединяется с вовлечением в попрошайничество, т.е. выпрашивание денег или иных материальных ценностей у посторонних. Использование малолетних для этих целей должно квалифицироваться как вовлечение в попрошайничество. Вовлечение в занятие проституцией или изготовление продукции эротического содержания связано с желанием взрослого лица иметь от этого материальную выгоду и это, образует самостоятельные составы уголовных правонарушений закреплены соответственно в статьях 134 и 144 УК РК.
Субъектом уголовных правонарушений по данной статье может быть лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.
С субъективной стороны указанные деяния совершаются с прямым умыслом.
Квалифицирующие признаки, предусмотренные ч.2 ст. 133 УК РК такие же как в ч.2 ст. 132 УК РК и в ч.3 признаки схожи за исключением дополнительного признака в ст. 133 УК РК – неоднократности.