Развитие экономической науки, исследующей богатство, прошло ряд этапов: 1) меркантилизм; 2) теоретическое учение физиократов; 3) классическая школа, в соответствии с которой богатство возникает в материальном производстве. Его универсальной формулой выступает стоимость товаров (рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная сумма прирастает на дополнительную величину – прибыль, прибавочную стоимость). Именно это принципиально важное открытие, определяемое «формулу делового успеха», позволило экономике стать подлинной наукой.
Эта формула определяется (в более глубоком плане) в стоимостном и стратегическом образе мышления, называемом нередко экономическим. Он – этот образ – формировался исторически, сообразуясь с развитием человеческого общества и поведением хозяйствующих субъектов (способностью к труду и обмену его результатами).
Экономический образ мышления выхватывает из широкого круга возможностей лишь немногие, отбрасывая все остальное. Прежде всего, экономика делового успеха фокусирует внимание на том, как субъекты экономических отношений делают выбор, принимая управленческие решения. Тесно связан с проблемой выбора и тот акцент, который экономика делового успеха делает на индивидууме. Именно он осуществляет всегда выбор. Поэтому экономисты пытаются расчленить решения, принимаемые в таких коллективах, как корпорация, на решения отдельных людей, входящих в этот коллектив.
Система категорий экономического образа мышления включает в себя «ожидание» и «внимание». Агентский центр корпорации, рискуя, ожидает дохода (прибыли); уделять внимание при этом – значит отказаться от каких-либо ценных возможностей иного рода. Именно поэтому субъекты ведут себя «невнимательно», когда сами ничего не выигрывают и не теряют при этом.
Целью дисциплины «экономика делового успеха» как раз и является формирование у слушателей экономического образа мышления (стоимостного и стратегического). Как справедливо отмечал в свое время П. Хейне, смотреть на вещи с точки зрения экономиста, значит систематизировать хорошо известные всем явления с помощью таких понятий, как спрос, альтернативная стоимость, предельный эффект и сравнительная выгода [3].
Экономист знает реальный мир не лучше других, но он знает, как разные вещи связаны между собой. Речь идет о сотрудничестве людей в современном мире посредством денег, основываясь на ожидаемой чистой пользе (когда пропорция между ожидаемой выгодой и ожидаемыми затратами на какое-либо действие увеличивается – люди совершают его чаще, если уменьшается – реже).
Тот факт, что почти каждый предпочитает большее количество денег меньшему (при прочих равных условиях), неимоверно облегчает весь процесс. В этом плане деньги подобны смазочному материалу, крайне важному для механизма общественного сотрудничества. Умеренные изменения денежных затрат и денежных выгод в каких-то отдельных случаях могут побудить большое число людей изменить сове поведение таким образом, что оно окажется лучше согласованным с действиями других людей, осуществляемыми в то же самое время. В этом и заключается главный механизм сотрудничества между членами общества, позволяющий им обеспечивать удовлетворение своих потребностей, используя доступные для этого средства [3].
А. Смит определяет богатство как совокупность человеческих возможностей, как обладание возможностью осуществлять деятельность либо в сфере производства, либо потребления [2]. Подобный подход смыкает его столь же фундаментальной категорией естественных наук – энергия, под которой понимается возможность совершения работы. Это совпадение определений не случайно – они задают наиболее общую форму, присущую явлениям экономики и природы.
Именно подобная фундаментальность понятия богатства привлекает к нему внимание экономистов. Они рассматривают данную категорию с позиций справедливости, свободы, силы воли субъектов экономических отношений, их страстью к обладанию богатством. Все это в совокупности и характеризует «экономику делового успеха» как науку и учебную дисциплину (их совокупность в рамках подготовки корпоративных менеджеров).
Экономическое пространство богатства. Страсть к обладанию богатством определяет структуру взаимоотношений между людьми (структуру богатства). Эта страсть является экономической формой стремления к активной жизни через предметную деятельность. Она, в связи с этим, является особой формой экономического пространства (пространство производительной деятельности индивидов, их коллективов).
Обладание богатством необходимо для достижения, с одной стороны, определенного образа существования, в другой – определенного образа деятельности. Все это и определяет экономическое пространство богатства. Именно здесь проявляется сила воли человека, которая становится в данном пространстве экономическим потенциалом индивида, определяя образ его жизни. То же самое касается и внутренней свободы человека, которая проявляется в экономическом пространстве богатства.
Деньги в пространстве богатства являются носителями прав собственности, их движения от одного субъекта экономических отношений к другому. Права собственности при этом представляют собой экономические возможности, реализуемые в процессе производства или потребления.
В процессе обращения деньги выступают представителями богатства, которое реализуется с их помощью. Они распределяют это богатство между владельцами денег, предъявившими с их помощью на него свои права. Их собственная ценность определяется обращением их в реальное богатство (определяется богатством, реализованным с их помощью).
Выступая как возможность обладания реальным богатством, деньги всегда есть форма будущего (и в этом смысле – мыслительная форма). Но их ценность может быть определена лишь действительно существующим богатством.
Экономисты богатство связывают с доходом: его распределение зависит от предшествующего распределения богатства. Кроме названной, у богатства, однако, есть еще одна составная часть, которую называют человеческим капиталом.
Благодаря ему формируется стоимость бизнеса или промышленной корпорации в широком плане. Корпоративный менеджмент при этом, определяемый человеческим капиталом входящих в его состав личностей (индивидуумов), является фактором формирования делового успеха (и богатства, в частности).
В более детальном плане об этом можно прочитать в работе Н. Хилла «Думай и богатей» [4]. Шаги к богатству он расчленяет на действия, мысли и чувства, уделяя особое внимание подсознанию, воображению, самовнушению, желанию, вере, интеллекту (всему тому, что и определяет человеческий капитал).
Д. Сакс рассматривает богатство сквозь призму менталитета [1]. «Характер экономической системы будет определяться не только теми законами и правилами, которые изберет для себя Россия, но и особенностями русской истории, культуры, ресурсов и политики. Страна, несомненно, создаст свою собственную, российскую модель экономики, даже если примет законодательство, идентичное законодательству какой-либо другой страны».
Особую роль в формировании богатства играет любая промышленная корпорация, наиболее рационально использующая свой «человеческий капитал» (и приумножающая его с целью достижения делового успеха). Ее «управленческий учет» при этом (являясь функцией корпоративной культуры) играет исключительно важную роль.
Управленческий учет – это система внутреннего корпоративного менеджмента, суть которого заключается в предоставлении информации, необходимой для принятия управленческих решений. Она имеет отношение для оценки и делового успеха, и корпоративного богатства.
Богатство промышленной корпорации – это совокупность ее ресурсов (экономических активов), необходимых для производства промышленной продукции и обеспечения жизнеобеспечения персонала. Говоря иначе, речь идет о реальных ценностях корпорации (ее потенциале). К их числу относится и доход промышленной корпорации, который органически связан с деловым успехом. Именно с этих позиций мы и вели речь о взаимосвязи и взаимообусловленности понятий «богатство» и «деловой успех».
Отметим также, что управленческий учет имеет отношение (правда, косвенное) к экономическому мышлению лидеров (руководителей) корпорации, поскольку именно благодаря их старанию он и формируется в виде конкретных носителей информации. Именно с этих позиций он используется в качестве координационного механизма, синхронизирующего сознательную работу корпоративных менеджеров всех уровней.
Формирование экономического (стоимостного и стратегического) образа мышления – важная задача, стоящая перед ППС любого вуза, готовящего в качестве своих выпускников корпоративных менеджеров. И здесь важны следующие положения образовательного процесса, в основе которого лежит наша «эволюционная теория экономики делового успеха».
1. Надо «учить большему меньшим» (Ноэль Мак-Иннис). Наши теперешние методы преподавания часто затемняют смысл, а не раскрывают его. Неудивительно поэтому лучшие выпускники многое знают, но не в состоянии осмысленно вести речь о сути экономического мышления (их подготовка отличается широтой его охвата, чем глубиной понимания).
2. Особенно страдают обзорные курсы многих дисциплин, которые становятся все более бесполезными с позиций экономики делового успеха (в них пытаются вместить часто просто бесполезную информацию). Нужна же та, которая показывает взаимосвязь и взаимообусловленность того, о чем мы писали выше. И речь идет о связи экономики с реальной жизнью.
3. Важны такие слова Эли Девонса о том, что учить надо «концепциям взаимосвязей», которые выпускник смог бы вывести самостоятельно, если бы только захотел подумать над этим. С позиций подготовки важно, чтобы суметь заставить будущего корпоративного менеджера оценить эти концепции с позиций стоимостного и стратегического мышления и воплотить все это при работе с информацией управленческого учета о деловом успехе и корпоративном богатстве (его приумножении).