Психологическое (эмоциональное) насилие встречается гораздо чаще и наносит гораздо больший вред личности ребенка, чем это принято считать.
Эта форма насилия включает в себя: психологическое пренебрежение и психологическое жестокое обращение. Как самостоятельная форма жестокого обращения с детьми, психологическое насилие стало предметом исследования специалистов в конце 70 – начале 80-х годов [28, с. 416].
Причинами, вызывающими эмоциональное отторжение ребенка, могут быть:
несоответствие ребенка ожиданиям родителей, нежеланный ребенок, чувство вины по отношению к ребенку, сходство ребенка с одним из родителей и использование вторым родителем ребенка в качестве мишени для вымещения собственного конфликта с супругом, формирование в семье психологической защиты по отношению к ребенку «козел отпущения», инфантильность личности родителя, отсутствие ясного определения правил в семье, наличие в родительском сценарии травматического опыта психологического насилия.
Существует несколько сценариев эмоционального насилия, наиболее часто встречаются:
Игнорирование нужд ребенка – лишение его эмпатии, игнорирование потребности в безопасном окружении, поддержке и общении [32, с. 416].
Отвержение выражается в публичном унижении ребенка, предъявлении чрезмерных, несоответствующих его возрасту и возможностям требований, публичной демонстрации отрицательных качеств ребенка, постоянном формировании у него чувства стыда и вины за проявление естественных для них эмоций (страх, плач, гнев и т.д.), жесткой, несообразной возрасту критике.
Угрозы и терроризация проявляются в унижении достоинства ребенка, угрозах наказанием, побоями, угрозах совершения насилия по отношению к ребенку или к тому, кого ребенок любит (по отношению к матери, сестре, брату, домашнему животному), оскорблении ребенка, использовании ненормативной лексики по отношении к нему.
Изолирование формирует установление безосновательных ограничений на социальные контакты ребенка со сверстниками, родственниками или другими взрослыми, ограничение права ребенка на построение собственных взаимоотношений со сверстниками и отсутствие у ребенка права покидать свой собственный дом (например, родители принудительно переводят ребенка на домашнее обучение).
Развращение предполагает создание мотивации к развитию антисоциального поведения, включая воровство, проституцию, порнографию, поощрение самодеструктивного поведения, вовлечение ребенка в употребление алкоголя и наркотиков
Рассмотрим особенности внешнего вида и поведения ребенка, живущего в ситуации психологического насилия:
1. Длительно сохраняющееся подавленное состояние.
2. Чрезмерная уступчивость.
3. Заискивающее, сверхугодливое поведение.
4. Склонность к уединению.
5. Агрессивность.
6. Отсутствие навыков налаживания взаимоотношений с другими людьми разного возраста, неумения общаться.
7. Угрозы или попытки самоубийства.
8. Высокий уровень тревожности.
9. Нарушения аппетита (стремление в неограниченных количествах потреблять сладкое, либо полное отсутствие желания есть).
10. Низкая самооценка, плохая успеваемость и т.д.
Особенности межличностного развития детей, подвергшихся психологическому насилию состоят в следующем: часто встречается низкая социальная компетентность, враждебность в отношении окружающих, избегание социальных контактов. Кроме того, плохое психологическое обращение вызывает отдельные эффекты, с обширными и скрытыми последствиями для развития. Это негативные представления о себе и других (чувства собственной никчемности, отвращения к себе и постоянно угрожающей опасности), подрывающее способность удовлетворения эмоциональных потребностей в текущих и будущих отношениях с окружающими [39, с. 75–82.].
Индикаторами психологического насилия могут служить следующие особенности поведения взрослых:
– нежелание взрослого утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;
– публичное обвинение ребенка, бесконечные обвинения, оскорбления, брань (в том числе и нецензурная) в его адрес;
– отождествление ребенка с нелюбимым и ненавистным родственником;
– перекладывание на ребенка ответственности за неудачи взрослого;
– постоянное сверхкритичное отношение к ребенку;
– открытое признание в нелюбви;
– ненависть по отношению к ребенку, которая не скрывается, а в определенных ситуациях – подчеркивается.
Особое внимание специалистам, осуществляющим работу по защите прав детей, необходимо обращать на те неблагополучные семьи, которые составляют группу «риска» по психологическому насилию:
Можно выделить следующие типы семей:
а) семьи, где разные формы насилия являются стилем жизни;
б) семьи с авторитарным стилем воспитания;
в) проблемные семьи (имеющие детей-инвалидов, малообеспеченные, плохие жилищные условия, наличие безработных и т.д.);
г) аморальные семьи, в которых родители употребляют алкоголь, наркотики, страдают различными патологиями;
д) семьи, в которых преобладают психологические или иные проблемы.
А также специалистам необходимо принимать во внимание детский опыт претендентов на замещающие родители, так как каждый третий родитель, из числа тех, кто в детстве подвергался жестокому обращению, жестоко обращается со своими собственными детьми [12, с. 73].