Авторы [6] предложили использовать для сравнительной оценки термостабильности полимерных материалов константу k* (эффективную константу скорости окисления). Параметр k* служит для характеристики скорости поглощения кислорода образцом полимерного материала и для высокотемпературного окисления дается так [6]:
, (8.9)
где - количество поглощенного кислорода; t- время; - давление кислорода над полимером.
После определенных преобразований была получена формула для описания зависимости следующего вида [6]:
, (8.10)
где - начальное давление кислорода над полимером; V - объем реакционной системы; m - масса полимера; R - универсальная газовая постоянная; Тст - температура теплового старения.
Отметим, что в уравнении (8.10) существует физическая неопределенность параметров V и m. В качестве этих параметров нельзя принять объем и массу полимерного образца, поскольку, как отмечалось выше, во время эксперимента часть мономерных звеньев ведет себя как инертное вещество [6].
Исходя из этого, авторы работы [27] выполнили исследование физического смысла объема реакционной системы на примере ПАр и ПААСО, полученных разными способами поликонденсации (см. табл. 6.1).
Поскольку для расплавов исследуемых полимеров основным структурным элементом является макромолекулярный клубок, то в качестве объема реакционной системы авторы [27] приняли объем клубка Vкл. Величина Vкл может быть рассчитана следующим образом [28]:
, (8.11)
где Rg - радиус инерции клубка; h - линейный масштаб измерения. Для простоты в дальнейшем для всех исследуемых полимеров в работе [27] были приняты одинаковые значения Rg = 10 и h = 5 относительных единиц.
Однако, непосредственное использование Vкл в уравнении (8.10) не дает корректных результатов. Это объясняется тем, что в рассматриваемом случае исследуются процессы термоокислительной деструкции фрактальных объектов (макромолекулярных клубков), т.е., указанные процессы протекают не в евклидовом, а во фрактальном пространстве. Как указано выше, это означает, то кислород поглощается в части макромолекулярного клубка, подвергающейся деструкции. Тогда эффективный объем клубка , поглощающий кислород, можно определить так [27]:
. (8.12)
Далее уравнение (8.10) можно переписать в следующем упрощенном виде [27]:
, (8.13)
где c7 - константа.
На рис. 8.7 приведено сравнение экспериментальных и рассчитанных согласно уравнению (8.13) зависимостей для ПАр-3, ПААСО-1 и ПААСО-2 при температуре теплового старения Тст = 623 К. Как можно видеть, для указанных полимеров получено хорошее соответствие теории и эксперимента. Аналогичный результат получен и для остальных ПАр и ПААСО при разных температурах теплового старения. Характерно, что величина c7 не зависит от способа поликонденсации и, следовательно, от структуры полимерного расплава и равна ~ 0,260 для ПАр и ~ 0,152 для ПААСО. Это обстоятельство позволяет оценить величину k*. Сравнение уравнений (8.10) и (8.13) показывает, что k*mR = 1. Далее, исходя из этого условия, использованием уравнения (8.10) можно получить [27]:
. (8.14)
Поскольку в эксперименте работы [27] величина была постоянной и равной 0,1 МПа, то из уравнения (8.14) следует равенство k* и с7 с точностью до константы. Из уравнения (8.10) нетрудно видеть, что увеличение k* или с7 приводит к росту и, следовательно, снижению устойчивости полимера к термоокислительной деструкции. Из приведенных выше значений с7 следует, что в этом смысле ПААСО предпочтительнее ПАр [27].
Как было показано в работе [6], между параметром k* и обычной константой скорости термоокислительной деструкции kd (см. табл. 6.1) существует следующая взаимосвязь:
k* = gpkd, (8.15)
где gр - коэффициент растворимости кислорода.
На рис. 8.8 приведена зависимость величины gр, определенной согласно уравнению (8.15), в относительных единицах от фрактальной размерности макромолекулярного клубка Df. Эта зависимость объясняет условие k* = const для каждого из рассмотренных полимеров: увеличение Df повышает gр и одновременно снижает kd (см. уравнение (1.49)).
На первый взгляд представляется, что повышение Df или увеличение степени компактности макромолекулярного клубка должно снижать, а не увеличивать растворимость кислорода gр. Однако, этот эффект легко объясняется в рамках фрактальной модели растворимости газов в полимерах [29] (см. главу 2). Как следует из уравнения (2.18), увеличение размерности Df при неизменных эффективной площади поперечного сечения молекулы растворяющегося газа Sм и характеристической силовой постоянной потенциала Леннарда-Джонса для взаимодействий газ-газ (e/k)эф (поскольку речь идет об одном и том же газе - кислороде) должно привести к росту gр. В свою очередь, увеличение Df при повышении Df следует из уравнения (1.47).
Таким образом, изложенные выше результаты показали, что объемом реакционной системы в случае термоокислительной деструкции полимерного расплава является только часть макромолекулярного клубка, определяемая его фрактальной размерностью в рамках теории дробных производных. Такая зависимость возможна только для фрактальных объектов, а для евклидовых объектов объем реакционной системы равен нулю. Иначе говоря, термоокислительная деструкция полимеров возможна только в случае фрактальности их структуры [27].
Рассмотрим другие аспекты применения понятия «объем реакционной системы». В работе [20] было показано, что увеличение Nст приводит к существенному росту исходного содержания кислорода в образцах - от ~ 2,50 до 13,8 моль О2/осн. моль полимера в интервале Тст = 573 ¸ 723К. Этот эффект естественно связать с изменением объема макромолекулярного клубка Vкл как функции Тст. Существует ряд методов расчета объема фрактальных объектов, один из которых представлен уравнением (8.11). Авторы [30] использовали другое соотношение, полученное в работе [31], а именно, уравнение (2.61). Гамма-функция Эйлера Г(Df./(2 + 1)) может быть рассчитана следующим образом [31]:
. (8.16)
Как и ранее, величина Rg в уравнении (2.61) принята равной 10 относительных единиц и одинаковой для всех рассмотренных ПАр и ПААСО.
Расчеты Vкл согласно уравнениям (2.61) и (8.11) дали близкие значения рассчитываемого параметра и, поскольку, эти значения даются в относительных единицах, был использован коэффициент приведения 2 [30]. На рис. 8.9 показана зависимость от Vкл. Как можно видеть, зависимость (Vкл) линейна, но наблюдается рост по мере снижения объема макромолекулярного клубка, что на первый взгляд представляется ошибочным результатом. Однако, получить его объяснение можно в рамках фрактального анализа с привлечением концепции дробного дифференцирования. Тогда естественно предположить, что кислород поглощается в части макромолекулярного клубка, распадающейся в процессе деструкции. Далее эффективный объем клубка , поглощающий кислород, можно определить согласно уравнению (8.12).
На рис. 8.10 приведена зависимость для ПАр и ПААСО с использованием обоих рассмотренных выше способов расчета Vкл. Как можно видеть, получено ожидаемое увеличение по мере роста , причем эта корреляция линейна и проходит через начало координат [32].
Таким образом, основой применения теории дробных производных для описания термоокислительной деструкции полимерных расплавов является неоднородность их структуры, допускающая реализацию деструкции только в части макромолекулярного клубка [30; 32].