Ранее мы отмечали, что механизмы влюбленности и любви имеют разную основу. Так в основе функционирования влюбленности лежит реверберация информационного сигнала в рамках одного очага возбуждения. Информационный сигнал движется от одного эмоционального центра к другому, к третьему и т.д., в конце концов, все равно возвращаясь к первому эмоционального центру. Таким образом, снятие напряжения с очага возбуждения не происходит.
В основе любви лежит способность человека осуществлять циркуляцию энергии любви (3.1.5) по различным эмоциональным центрам. При этом застревания информационного сигнала в каком-то одном очаге возбуждения не происходит.
Этому способствует высокая развитость и сбалансированность нейрохимических систем. При этом происходит передача возбуждения от одного эмоционального центра к другому, третьему с последующим затуханием сигнала. В этих процессах в отличие от влюбленности и других процессов, связанных с застреванием на какой-либо одной эмоции или чувстве, формирование какого-то одного доминантного очага возбуждения как совокупности эмоциональных центров не происходит. Кроме того, за счет вовлечения в этот процесс большого количества нейрохимических систем, в том числе и «систем наград» (эндорфинных, дофаминергических, серотонинергических и др.) прохождение сигнала сопровождается выделением большого количества гормонов «радости», «счастья» и «удовольствия». Отсюда на психологическом уровне человек чувствует присутствия у себя большого заряда бодрости, активности, положительный эмоциональный тон ощущений, сильную фрустрационную толерантность (проявляющуюся в способности справиться с любой негативной ситуацией) и стрессоустойчивость.
Вышеуказанный способ снятия напряжения является самым безопасным и энергетически выгодным для организма. Во время функционирования напряжения (поэтапного перехода его от одной замкнутой системы нейронов к другой) активно включаются в работы эмоциональные центры, а, следовательно, максимально задействуются все психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые). Этим и объясняется высокая способность людей, находящихся в таком состоянии, к интеллектуальной деятельности, обучению, коммуникации и т.п.
Происхождение такой способности связано с эволюцией нервной системы и социальными предпосылками. Как мы указывали, способность любить связана с процессами воспитания и самовоспитания, а самое главное с работой, которую человек сделает над собой. В результате созданная здоровая органика может передаваться по наследству, и у потомства таких людей будет больше шансов за счет генетических и социальных предпосылок (при наличии необходимых стимулов) в дальнейшем также приобрести способность любить.
Здоровая органика (как и ее элементы) закрепляется и передается последующему поколению на генетическом уровне в виде участков ДНК, содержащих комбинацию генов, ответственных за воспроизведение в дальнейшем такой высокоразвитой нейрохимической системы.
В первую очередь, констатируется развитие эндорфинной нейрохимической системы, которая управляет другими системами. Во вторую очередь, на уровень энергии любви влияет развитие других нейрохимических систем, недоразвитие которых выражается в осуществлении ими несогласованной работы, определяет конкретную органику человека и снижает уровень энергии. В случае высокой развитости нейрохимической системы (всех ее элементов) обеспечивается высокая нейронная проводимость, а соответственно и высокий уровень энергии конкретного человека.
В соответствии с нашей теорией любовь является следующим звеном после влюбленности в эволюции такого свойства материи как отражение (см. схему 1.1.2/1). Появившись следом за влюбленностью, любовь фиксировала способность индивидов управлять спонтанными сексуально окрашенными эмоциональными реакциями.
Существует предположение[219], что такие элементы любви, как альтруистическое поведение, бескорыстная самоотдача, самопожертвование напрямую связаны с родственным отбором – процессом, обеспечивающим передачу некоторых специфических признаков индивида через его гены и гены его родственников будущим поколениям. Возможно, в ходе эволюции не раз возникали ситуации, когда самопожертвование со стороны одного индивида давало его семье и близким родственникам дополнительный шанс для выживания. Например, какой-либо представитель из первобытного общества мог сознательно пойти на риск, связанный со своей жизнью, чтобы отвлечь каких-либо животных, нападающих на племя или агрессоров из другого племени. Подобное поведение напоминает героические поступки, известные из военных лет разных времен. К примеру, один из группы людей, убегающих от неприятеля, чтобы сохранить жизнь другим, принимает удар на себя (пытается задержать преследователей), остальные члены его группы в это время скрываются.
Несомненно, какие-либо характеристики людей, проявляющиеся в храбрости, жертвенности, доброте, так или иначе, имеют генетические основы, которые могут передаваться из поколения в поколение.
Таким образом, гены вышерассмотренного героя-спасителя, хранящиеся и у его родственников, которых он спас, могут передастся другим членам его рода, и, возможно, станут признаком всего этого рода.
В то же время такие проявления как героизм в экстремальной ситуации, благородство подразумевают наличие у людей определенной «органики», которая сформировалась из более слабой «органики» в результате компенсации каких-либо недостатков. В любом случае, как мы отмечали выше, достижение человеком состояния любви требует от него совершение над собой какой-либо работы.
Еще раз подчеркнем, что условием для возникновения любви является конкретная «органика», сильные компенсационные желания ее усовершенствовать (в связи с теми или иными проблемами, с которыми, так или иначе, сталкивается человек). Важным условием возникновения любви, как было отмечено, является воспитание и самовоспитание человека. В результате данной работы у человека повышается уровень энергии любви, приобретается способность любить.
В первобытнообщинном строе людей с такой «органикой», вероятно, было немного, поскольку воспитание в себе черт любви требует продолжительного времени и более или менее долгой жизни. Способностями любить, могли обладать, например, старейшие племени, шаманы, «колдуны», и другие индивиды, обладающие чертами благородных героев.
С возникновением государств и углублением социальных отношений способность любить давалась уже многим людям и передавалась по наследству в виде той или иной «органики». В дальнейшем уже такие люди под воздействием ряда факторов и воли могли компенсировать данную «органику» развитием каких-либо способностей, повышающих их уровень энергии, а вместе с тем – и способности любить.
Выводы
В данном параграфе выдвинута гипотеза биохимических и физиологических основ любви, качественно отличающихся от основ влюбленности. Если при влюбленности возникает доминантный очаг возбуждения, вовлекающий в себя все новые и новые эмоциональные центры, то в состоянии любви происходят постепенные возгорания, затухания и новые возгорания эмоциональных центров с включением при этом соответствующих систем наград. Данные процессы в отличие от механизмов влюблённости являются управляемыми.
В эволюционном плане любовь является более высокой ступенью развития материи и такого ее свойства как отражение. Развитие человеком способностей любить говорит, в том числе, и о возможностях развития самого человека и социальной материи в целом.