В данном параграфе рассмотрим соотношение таких понятий, как правосознание, правовая культура, правовая социализация и роль энергии любви в формировании данных явлений.
Правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, чувств, людей и всего общества в целом относительно права и правовых явлений. Другими словами правосознание есть субъективное восприятие правовых явлений людьми. В свою очередь, правовая культура – это общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву. Как известно, в России общий уровень правовой культуры населения остаётся крайне низким, при которой основным проблемным моментом остаётся отсутствие осознания права как важнейшей социальной ценности[315].
Неотъемлемым элементом, лежащим в основе правосознания и правовой культуры, является правовая социализация, которая отражает позицию личности по отношению к соблюдению или несоблюдению правовых норм. Правовая социализация предусматривает освоение человеком системы правовых знаний, ценностей и норм, благодаря чему происходит успешная адаптация личности к общественно-правовой жизни.
В настоящий момент в криминологической науке проведено немало исследований, посвященных личности преступника и генезису преступности в целом. Однако, несмотря на это остается нерешенным ряд вопросов, касающихся того, возможно ли все-таки на государственном уровне организовать правую социализацию, формирование правовой культуры и правосознания граждан таким образом, чтобы человек не совершал преступления и осуществлял свою деятельность исключительно в правовом поле?
Как известно, в современной криминологической науке генезис преступности в общих чертах обычно связывают с «противоречиями между потребностями индивида и социальными возможностями их удовлетворения»[316].
В соответствии с нашими исследованиями основ психики, сегодня у нас появляется возможность еще глубже заглянуть именно в физиологический механизм преступного поведения. Т.е. мы предлагаем вскрыть именно ту «физиологию» личности преступника, которая и является внутренней стороной «противоречий между потребностями индивида и социальными возможностями их удовлетворения».
Теоретической основой наших гипотез являются биофизическая и физиологическая модели психики, представленные в 1,2 разделе данной монографии.
Мы предполагаем, что в основе законопослушного и преступного поведения лежит различная «органика» – своеобразная особенность в работе нейрохимических систем психики. Так в основе законопослушного поведения лежит сбалансированная работа нейрохимических систем, которую мы условно называем определенным уровнем энергии человека (новым объектом исследования теоретической психологии). В основе преступного поведения лежит несбалансированная работа нейрохимических систем, имеющая четкую конкретизацию. Законопослушное поведение, так или иначе, «программируется» социумом и реализуется индивидуумом за счет именно сбалансированной работы психики, позволяющей ему разрешать «противоречия между его потребностями и социальными возможностями их удовлетворения». При несбалансированной работе психики такие противоречия разрешать становятся сложнее, в связи с чем индивид и становится склонным к противоправным действиям.
Аргументируем сказанное на конкретном примере.
Пример 5.3.1/1
Представим себе молодого человека, привлекательного на внешность, высокого, крепкого телосложения. Он заходит в общественный транспорт, пропускает бабушек, помогает им подняться, уступает места женщинам, вежливый, тактичный, доброжелательный. Оплачивает проезд кондуктору. Видит, как впереди сидящий пассажир случайно роняет бумажник прямо под ноги нашему молодому человеку. Пассажир об утере не заметил, молодой человек поднимает бумажник и возвращает его владельцу. Выйдя на улицу, он соблюдает правила дорожного движения (ПДД), дожидается зеленого сигнала светофора и переходит дорогу. Данный молодой человек учится в университете, параллельно работает, зарабатывает деньги, не сидит на иждивении у родителей. Он не совершает правонарушений и преступлений в соответствии со своими нравственными принципами.
Рассмотрим физиологические основы его мотивации.
Данный молодой человек имеет уравновешенную психику, и определённый баланс нейрохимических систем. В определенных ситуациях у него происходит гармоничный впрыск необходимых гормонов и медиаторов для поддержания высокого уровня энергии, что внешне выражается в его жизнерадостности, позитивном настрое, склонности к совершению добрых дел и поступков. Его энергия определяет его способности, в частности к труду. Поэтому он легко может совмещать работу с учебой, становится в финансовом плане не только независимым от родителей, но еще и помогающим им материально. Он умеет ставить перед собой цели и достигать их, получая при этом удовлетворение, таким образом, его потребности полностью соотносятся с возможностями их удовлетворения.
Теперь рассмотрим другого молодого человека.
Пример 5.3.1/2
Он является ровесником Первого. Внешне не привлекательный, сутулый, невысокого роста, худощавого телосложения. Он запрыгивает в общественный транспорт, при этом, не пропуская вперед пожилую женщину. Занимает сводное место, которое никому не уступает. Кондуктор его не замечает, и, пользуясь случаем, он за проезд не платит. Он видит, как впереди сидящий пассажир случайно роняет бумажник прямо ему под ноги, и не замечает о потери. Молодой человек как бы случайно ставит свою ногу на кошелек и ждет, когда пассажир выйдет на своей остановке, после чего присваивает себе бумажник. Выйдя на улицу, он нарушает ПДД, перебегает дорогу на красный сигнал светофора. Он так же, как и Первый, учится в университете, но нигде не работает, сидит на иждивении у родителей. Имеет склонность к обману и совершению других корыстных противоправных деяний.
Рассмотрим физиологические основы его мотивации.
Данный молодой человек имеет неуравновешенную психику, несбалансированность нейрохимических систем с преобладанием норадренергической системы. Последняя способствует появлению у него постоянных чувств страха, опасений, тревоги. Если у Первого молодого человека происходит гармоничный впрыск необходимых гормонов и медиаторов, то у Второго преобладает впрыск норадреналина. Соответственно, у Первого образуется последовательная смена возбуждения нескольких эмоциональных центров с включением систем наград, определяющих положительные эмоции. У Второго происходит усиленная реверберация ионного тока в одном эмоциональном центре, которая ощущается в виде отрицательных эмоций (в основном страха и тревоги). Отсутствие снятия напряжения с сети нейронов приводит к истощению самой сети и уменьшению общего нейрогормонального уровня. В дальнейшем это может привести к возникновению у человека аффективных действий и поступков (в соответствии с нашей информационной теорией агрессии (см. § 2.2.5)). Человек становится конфликтным в общении, старается его избегать, проявляет некоторую замкнутость, склонность хранить и накапливать негативные эмоции в себе с последующим сливом их в аффективных реакциях и агрессивном поведении. У такого человека снижена способность к труду. Его низкий уровень энергии не позволяет ему ставить реальные цели и добиваться их. Соответственно, происходит дисбаланс между потребностями человека и возможностями в их удовлетворении, склонность к делинквентному поведению.
В вышеприведенных примерах мы представили общую характеристику причинных основ законопослушного и противоправного поведения. Понятно, что в каждом конкретном случае за каждой человеческой мотивацией будут стоять свои индивидуальные физиологические основы. Мы взяли лишь отдельные абстрактные примеры, которые все равно в общих чертах схватывают сущность рассматриваемого нами соотношения психических состояний и их основ.
О возможностях «программирования» законопослушного поведения и «лечения» преступников мы говорили в § 5.2.3.2°. Вполне возможно, что при повышении уровня энергии у человека, установления баланса его нейрохимических систем и хорошего воспитания, человек будет иметь большую склонность к законопослушному поведению. Однако установить этот баланс не так просто. Выделим два возможных пути «лечения» преступников, но вначале осветим, связанные с этим «лечением» страхи, повсеместно встречающиеся в массовой культуре.
Страхи противников «лечения» преступников
Иногда люди, впервые услышавшие о возможностях вмешиваться в психику посредством исправления тех или иных ее недостатков (например, путем установления некого «баланса нейрохимических систем»), во-первых, сильно преувеличивают сами эти возможности. Во-вторых, не понимают, что такое вмешательство будет происходить не иначе как по решению суда, в частности применения к осужденным конкретных мер медицинского характера. Кроме того, высказываемые опасения относительно того, что после таких вмешательств в психику, люди будут лишены индивидуальностей, необоснованны. Человеческая психика, настолько индивидуальна, что даже при воссоздании баланса нейрохимических систем у всех людей, человек все равно сохранит свою неповторимость и уникальность. Это нужно учитывать в «лечении» преступников и применять комплексные методы, включающие учет, психофизиологических, социальных и научно-технических факторов.
Основные пути «лечения» преступников
Мы стоим на принципиальной позиции именно «лечения» преступников, а не применения к ним карательных мер, особенно смертной казни. В § 5.2.2 при характеристике одного из принципа предлагаемой нами идеологии, мы говорили, что жизнь является высшей ценностью, и ни у кого нет права лишать человека жизни. Человек – это сложная интегральная система, в которой каждый компонент психики, каждая эмоция, мысль, мотивация и поведение имеет свои основы и причины. В случае совершения человеком преступления необходимо изучать его причины и основы с целью устранения дефектов психики, установления баланса нейрохимических систем, повышения уровня энергии, но ни в коем случае не применять к человеку высшую меру наказания.
Мы предлагаем следующие пути «лечения» преступников. Первый путь предполагает совершенствование воспитания личности и уголовно-исполнительной системы. Второй путь связан с созданием и развитием новых технологий, направленных на устранение конкретных недостатков психики.
1) Совершенствование воспитания личности и уголовно-исполнительной системы
Указанное направление «лечения» преступников является предметом исследования отдельной монографии. Здесь лишь укажем, что данный путь связан с необходимостью на государственном уровне разработать и внедрить в систему образования Комплексную программу воспитания, включающую патриотическое воспитание, правовое воспитание и нравственно-сексуальное (4.3). Кроме того, необходимо разработать и провести соответствующие реформы в уголовно-исполнительной системе. Подробно данные вопросы мы рассмотрим в нашем отдельном исследовании «Предложение реформ».
2) Создание и развитие новых технологий в сфере «лечения» преступников
В § 5.2.3.2° мы указали на теоретическую возможность «лечения» преступников аппаратными методами. По нашему мнению, такое лечение будет возможно лишь после создания моделей искусственного интеллекта и разума. В § 1.1.4 при рассмотрении авторской гипотезы моделирования психики мы указывали на то, что психику невозможно смоделировать лишь на основе одного физического субстрата алгоритмическими методами. Ее можно смоделировать лишь на основе всех субстратов (субфизических, физических, биохимических, социальных и постсоциальных). Мы предполагаем, что это может быть метод выращивания нейронов со сбалансированными нейрохимическими системами и возможностью (при необходимости) замены «испорченных» нейронных систем. В соответствии с этой концепцией, «лечение» преступников можно будет осуществлять не методом имплантации им в головной мозг каких-либо чипов (объектов физической материи), но и также наравне с ними имплантации целого блока «живых» нейронов (целой системы клеток с нормальным уровнем впрыскивания необходимых медиаторов и гормонов). Данный блок в принципе может стать контролирующим центром мозга, хотя вполне возможно таких центров должно быть несколько, и они могут передавать функции управления один другому. В конечном счете, речь здесь идет уже об улучшении человека методами трансгуманизма, чему будет посвящен следующий параграф.
Здесь отметим, что изменение природы человека методами трансгуманизма позволит не просто программировать законопослушное поведение, но и действительно создать нового улучшенного человека. Здесь мы выдвигаем гипотезу, что в обществе «улучшенного человека» (постчеловека) преступность будет минимальна, если не исключена вовсе. По нашему мнению, преступность – явление социальной материи, где побороть ее (преступность) довольно проблематично, можно лишь обеспечить ее максимальное снижение (при развитии науки и техники, реализации принципа
неотвратимости наказания (см. § 5.2.3.2°)). Другое дело, кибернетическая (постсоциальная) материя, в которой преступности в принципе быть не может (см. § 1.1.3, Законы кибернетической материи).
Таким образом, мы выдвигаем гипотезу о принципиальной возможности «лечения» преступников и профилактики преступного поведения. По нашему мнению, изменение природы человека методами трансгуманизма позволит сбалансировать работу нейрохимических систем психики преступников и «запрограммировать» их на законопослушное поведение.
Вывод
Мы рассмотрели вопросы основ правовой социализации, правосознания, и правовой культуры. Мы пришли к выводу о принципиальной возможности «лечения» преступников посредством совершенствования воспитания и уголовно-исполнительной системы; а также через создание и развитие новых технологий.
Правомерное поведение возможно культивировать путем воспитания, а также «аппаратными методами», с помощью «выращивания» здоровой «органики» и сбалансированных нейрохимических систем психики.
Развитие человека, развитие социальной формы материи с объективной необходимостью ведет к появлению постчеловека – нового, улучшенного, социализированного в правовом плане человека, реализующего исключительно правомерное поведение.
Таким образом, мы предполагаем, что в будущем правовая социализация станет единственно возможной формой развития Нового человека и в этом смысле идеи транс(пост)гуманизма выступают своеобразным продуктом правовой социализации, правосознания и правовой культуры, и говорят об эволюционном переходе человека (социальной формы материи) в постсоциальную.
В соответствии с нашей теорией, любовь, как определённый уровень энергии, лежит в основе способности усваивать законы и не нарушать их. Законы нарушаются в том числе и потому, что у преступника нарушен баланс нейрохимических систем, а любовь (как энергия) этот баланс выравнивает. И пока не созданы аппаратные методы «лечения» преступников, именно любовь (идеология любви, знаний и доброты) может помочь людям в известных пределах победить преступность.