ПАРАТГОРМОН-РОДСТВЕННЫЙ ПРОТЕИН
Курзанов А. Н., Ледванов М. Ю., Быков И. М., Медведев В. Л., Стрыгина Е. А., Бизенкова М. Н., Заболотских Н. В., Ковалев Д. В., Стукова Н. Ю.,
В данной главе представлены наиболее интересные и значимые аргументы и факты о структурно-функциональных характеристиках паратиреоидного гормона-родственного белка и его разноплановой роли в организме человека и ряда других биологических видов, а также краткая история открытия этого уникального протеина. Этот белок оказывает глубокое воздействие на многие физиологические и патологические процессы и во многом, определяет сложную систему их взаимодействия.
В 1941 году американский эндокринолог Фуллер Олбрайт, внесший большой вклад в изучение метаболизма кальция, по материалам анализа большого клинического материала Массачусетского госпиталя выдвинул гипотезу о том, что у онкологических больных эктопически продуцируемый опухолевой тканью паратиреоидный гормон может быть фактором, который участвует в формировании паранеопластического синдрома злокачественной гиперкальциемии (Albright F. 1941) поскольку этот гормон играет важную роль в регуляции гомеостаза кальция в организме. Гипотеза Ф. Олбрайт о том, что паратгормон был этиологическим фактором гиперкальциемии ассоциированной с онкологическими заболеваниями была логична с функциональной точки зрения, но не подтвердилась клинически (Manring M.M., Calhoun J.H. 2011). С 1981 года Американское общество исследований костей и минералов ежегодно вручает премию Фуллера Олбрайт («Fuller Albright Award») в знак признания научных достижений в области исследований костной и минеральной среды. Кульминацией многолетней интенсивной работы, направленной на понимание патофизиологии и биохимической идентификации причины синдрома гуморальной гиперкальциемии при злокачественных новообразованиях стало открытие паратгормон-родственного протеина (ПТГрП). После 40 лет поиска в 1987 году тремя независимыми исследовательскими группами из клеток рака молочной железы (Burtis W.J., et al., 1987), рака легких (Moseley J.M., et al., 1987), и рака почки (Strewler G.J., et al., 1987) была выделена субстанция, которая обладала высокой N-концевой гомологией с паратиреоидным гормоном и сходной с паратиреоидным гормоном биологической активностью. Сходство этого белка по биологической активности и структуре с паратиреоидным гормоном определило его ныне существующее название – паратиреоидный гормон-родственный белок. За прошедшие годы многочисленными исследованиями было установлено широкое распространение этого белка в различных нормальных и онкотрансформированных тканях, описаны многочисленные виды его биологической активности, эндокринный, паракринный и интракринный механизмы действия в физиологических и патологических реакциях, доказана его ведущая роль в органогенезе (Kronenberg H.M., 2006; McCauley L.K., Martin T.J., 2012; Wysolmerski J.J., 2012; Rouffet J., Barlet J.P., 1995; Luparello C., 2011; Philbrick W.M., et al. 1996; Whitfield J.F., 2007; Naafs M., 2017; Duval C., et al. 2017). В последующие годы было установлено, что ПТГрП кодируется геном, который входит в семейство паратиреоидного гормона (ПТГ), состоящего из группы структурно-родственных биологически активных факторов. Это эволюционное родство позволяет ПТГрП и ПТГ связываться с одним общим рецептором активация которого в костной ткани индуцирует ее резорбцию с высвобождением кальция. Впоследствии было установлено, что ПТГрП продуцируется опухолевыми клетками многочисленных видов рака и его роль в развитии злокачественной гиперкальциемии была выяснена.