ПАРАТГОРМОН-РОДСТВЕННЫЙ ПРОТЕИН
Курзанов А. Н., Ледванов М. Ю., Быков И. М., Медведев В. Л., Стрыгина Е. А., Бизенкова М. Н., Заболотских Н. В., Ковалев Д. В., Стукова Н. Ю.,
ПТГрП – мультипотентный белок, содержащий ряд биологически активных доменов. В физиологических условиях этот белок продуцируется во многих, если не во всех тканях организма, как в эмбриональном, так и в постнатальном периодах жизни (McCauley L.K., Martin T.J., 2012). Сообщалось о секреции ПТГрП и наличии рецепторов к нему в сердце, мозге, скелетных мышцах, мочевом пузыре, легких, желчных протоках, печени, матке, семенниках, иммунокомпетентных структурах и в большинстве эндокринных органов, включая гипофиз и С-клетки щитовидной железы (Fhilbrick W.M. et al., 1996; Urena P. et al., 1993).
Многими исследованиями доказано, что различные участки ПТГрП инициируют широкий спектр специфических клеточных реакций (Kronenberg H.M., 2006). Установлено, что ПТГрП (107-139) оказывает влияние на кожу, сердце и костную ткань. ПТГрП (38-94), чей клеточный рецептор доставерно неизвестен, способен активировать внутриклеточные Ca++-пути при низких концентрациях и участвует в транспорте кальция от матери к плоду через плаценту, которая является единственной нормальной тканью, где этот домен белка оказывает влияние (Whitfield J.F., 2007). Фрагмент ПТГрП (38-94) в значительной части исследований связывают с неопластическими процессами (Luparello C., 2010).
N-концевой пептид проявляет свойства, во многом сходные с N-концевым доменом паратгормона. Аминокислотная последовательность N-концевой области (аминокислоты с 1 по 36) идентична у пяти видов млекопитающих (собака, кошка, человек, крыса и мышь), у которых существует и высокая степень гомологии срединной области ПТГрП. Высокая степень межвидовой гомологии указывает на важность N-конца и средней области в функции ПТГрП. Центральный пептидный фрагмент ПТГрП (38-94) и С-концевой пептид (107-141) обладают биологической активностью, отличающейся от эффектов домена (1-34) (Orloff J.J. et al., 1994).
Срединная область белка (midregion) содержит сигнальный пептид ядерной локализации (NLS), участвует в регуляции транспорта кальция и пролиферации клеток, а С-концевой домен (102-141) модулирует активность остеокластов, влияет на их пролиферацию (Zuscik M.J. et al., 2002), оказывая угнетающее действие на резорбцию костной ткани в пробирке и в естественных условиях (Hook V.Y. et al., 2001).
Фрагмент С-концевого домена ПТГрП (107-111) ингибирует костную резорбцию остеокластами (Fenton A.J. et al., 1991) и этот эффект связан с активацией протеинкиназы С. Специфический рецептор к этому пептиду постулирован, но пока не идентифицирован (Schĺüter K.D., 1999). N-концевой и C-концевой домены ПТГрП по разному влияют на остеогенный и адипоцитогенный потенциал мезенхимальных стволовых клеток человека (Casado-Diaz А. et al., 2010). C-терминальный домен ПТГрП может иметь более длительный период полувыведения из кровотока, чем N-концевой или срединный домены этого белка. Роль сигнального пептида ядерной локализации (NLS) и C-конца ПТГрП в процессе развития остается неизвестной, особенно в развитии Т-клеток. В экспериментах с использованием мышей, которые продуцируют усеченную форму ПТГрП, пропускающую NLS (87-107) и C-конец (108-139) белка, Jia K.Z., Jin S.L., ChunYao C. et al., (2017) показали, что усеченный ПТГрП (1-84) индуцировал формирование аномальных субпопуляций, нарушение пролиферации и увеличение апоптоза в тимусе, что указывает на то, что NLS и C-домен ПТГрП участвуют и необходимы для нормального развития Т-клеток.
Значительная часть информации о биологических эффектах ПТГрП была получена в экспериментальных исследованиях на лабораторных животных с целенаправленной делецией в гене ПТГрП (нокаутные мыши) либо на трансгенных мышах с гиперэкспрессией этого белка в определенных тканях (Long F.et al., 2001). Подтверждение результатов экспериментальных исследований во многих случаях было получено в наблюдениях на людях с мутациями в гене ПТГрП или в гене рецептора ПТГ/ПТГрП.