Научная электронная библиотека
Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

ПАРАТГОРМОН-РОДСТВЕННЫЙ ПРОТЕИН. 2-е издание переработанное и дополненное

Курзанов А. Н., Ледванов М. Ю., Быков И. М., Медведев В. Л., Стрыгина Е. А., Бизенкова М. Н., Заболотских Н. В., Ковалев Д. В., Стукова Н. Ю.,

2.2. Паратгормон-родственный белок в крови человека

Несмотря на широкую продукцию ПТГрП в большинстве исследованных тканей и органов у здоровых людей, его концентрация в кровеносном русле еще несколько лет тому назад была ниже предела обнаружения большинства рутинных аналитических тестов (de Miguel F. et al., 1998). Содержание ПТГрП в крови взрослого здорового человека, как правило, очень низкое (< 2,0 пмоль/л) и большая часть эффектов в этот период жизни обеспечивается не гуморальными, а иными механизмами. По данным Straseski J.A., Kushnir M.M. (2016) значительно более высокие концентрации ПТГрП наблюдались у женщин по сравнению с мужчинами. У женщин самые высокие концентрации наблюдались в возрастной группе 21–30 лет, концентрации были минимальными в группе 41–50 лет, а затем постепенно увеличивались с возрастом. Статистически значимые различия в концентрации наблюдались между возрастными группами женщин 18–30 лет и 31–40 лет 18–40 лет и 41–50 лет и 41–50 лет и 51–84 лет. Примечательно, что статистически значимые более высокие концентрации наблюдались у женщин в постклимактерический период. У мужчин самые низкие концентрации наблюдались в возрасте от 21 до 50 лет. Более низкие концентрации наблюдались в возрастной группе 51–60 лет по сравнению с мужчинами в возрасте 61–81 лет. Более высокие концентрации наблюдались у женщин, чем у мужчин в возрастных группах 21–30 лет и 51–84 лет. В целом, концентрации ПТГП были выше у женщин, чем у мужчин, и были статистически достоверно выше у пожилых людей. Наибольшие концентрации пгПГ наблюдались у женщин 21–30 лет и старше 51 года, а у мужчин – старше 71 года. Это распределение по полу и возрасту накладывается на многие связанные с возрастом процессы и заболевания, включая остеопороз, и поднимает вопросы, касающиеся участия ПТГрП в нарушениях регуляции кальция, связанных с возрастом. (Straseski J.A., Kushnir M.M., 2016).

Hirota Y. et al. (1997) изучили уровень ПТГрП в переиферической венозной крови у здоровых небеременных женщин, здоровых беременных женщин (в каждом триместре) и женщин в послеродовом периоде, а также в венозной крови пуповины. Средние значения уровня ПТГрП были 1,04 ± 0,11 пмоль/л у небеременных женщин, 1,06 ~ 0,19 пмоль/л в в первом триместре беременности, 1,10 ± 0,19 пмоль/л во втором триместре и 1,17 ± 0,16 пмоль/л в третьем триместре беременности. На 1-м месяце после родов уровень ПТГрП, составлял 1,25 ± 0,23 пмоль/л. у кормящих женщин. Уровень ПТГрП в пуповинной венозной крови составлял 1,33 ± 0,32 пмоль/л. Полученные данные позволили констатировать, что средний уровень ПТГрП в плазме, увеличивался на протяжении всей беременности и был значительно выше в третьем триместре и тесно связан с грудным вскармливанием в 1 месяц после родов. Уровень ПТГрП в венозной крови пуповины значительно выше, чем в периферической крови любых групп беременных, что в материнское кровообращение может попадать ПТГрП продуцируемый, как в плаценте, так и в молочной железе. У пациентов с гемодиализом уровень ПТГрП в плазме, 4,2 ± 2 пмоль/л, был значительно ниже, чем у здоровых людей, 8,3 ± 1,1 пмоль/л. Связь между содержанием в плазме крови ПТГрП и ПТГ у пациентов с гемодиализом не обнаружена. Пол, специфические методы лечения и диагнозы не влияли на концентрации ПТГрП (Nordholm A. et al., 2014).

Выявлена связь между повышенными концентрациями ПТГрП у женщин в постменопаузе с низким индексом массы тела и повышенной частотой остеопороза. Циркулирующие концентрации ПТГрП в организме человека очень низки, но могут увеличиваться во время беременности и кормления грудью, а также при некоторых незлокачественных заболеваниях (Mannstadt M. et al., 1999; Jacobs T.P., Bilezikian J.P. 2005). ПТГрП может присутствовать в повышенных концентрациях у пациентов с онкопатологией различной локализации Strewler G.J. et al., 1987; Mundy G., 1997; Otieno B.A. et al., 2016). Циркулирующие уровни ПТГрП коррелируют с прогрессированием онкологических заболеваний (Pecherstorfer M. et al., 1994; Dougherty K.M. et al., 1999; Huang D.C. et al., 2014 и костного метастазирования (Rabbani S.A. et al., 1999; Miki T. et al., 2004).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674