Север. Как уже было отмечено выше, северная сторона ствола ели является уникальной. Она определяет техническую древесину дерева.
Рис. 4.57. Графики изменения количества деревьев ели в зависимости от расстояния в северном направлении |
На рис. 4.57 графически представлено сравнение северной стороны по двум кварталам.
Характер изменения численности всех деревьев оказался одинаковым.
Обе пробные площади были взяты без заметного антропогенного вмешательства. Но численность на кв. 30 оказалась выше по сравнению с кв. 37.
Пока мы не знаем причины такого четкого неравенства по численности. Для этого нужно сравнивать не две, а гораздо большее количество пробных площадей с различным уровнем воздействия человеком. Лучше всего - это измерения проводить на круговых пробных площадях. заложенных на других выделах квартала № 30. Причем такие эксперименты для сокращения трудоемкости предлагается проводить только с учетом геодезических направлений по основным сторонам света. Для повышения точности необходимо будет принять ширину полос креста удвоенной ширины 2B
Северо-восток. По эмпирическим графикам на рис. 4.58 видно, что характер двух пробных площадей начинает разделяться.
Рис. 4.58. Графики изменения количества деревьев ели в северо-восточном направлении |
Пики стрессовых возбуждений находятся на одном расстоянии от материнских деревьев ели. Однако вблизи центральной ели на квартале 37 гораздо меньше числа всех видов деревьев по сравнению с кварталом 30.
Восток. Картина проявления динамики численности двух популяций существенно изменилась (рис. 4.59).
Рис. 4.59. Графики изменения количества деревьев ели в зависимости от расстояния (восток) |
Если на квартале 37 имеется четкая биотехническая зависимость, то на пробной площади квартала 37 наблюдается сильнейший провал в виде кризисной формулы биотехнического закона.
Поэтому можно было идентифицировать закономерность изменения численности еще и разностью двух биотехнических законов.
Этот факт провала в численности показывает, что на круговой площадке кв. 30 произошли какие-то сильные внешние изменения, приведшие к снижению численности деревьев.
К сожалению, чаще всего это могут быть незаконные рубки деревьев, проведенные в далеком прошлом, еще до создания национального парка «Марий Чодра». Для доказательства нужны измерения мест под пнями на территории круговой пробной площади.
На момент проведения измерений 2007-2008 гг. места под пнями не были замечены. Тогда получается, что рубки отдельных деревьев при так называемом уходе за лесом, были проведены полвека назад или гораздо раньше.
Рис. 4.60. Графики количества деревьев ели (юго-восток) |
Юго-восток. Здесь (4.60) заметен провал в численности деревьев.
Юг. Аналогичная картина провала в численности всех деревьев наблюдается и здесь на рис. 4.61. Причем в южном направлении спад количества слишком заметное: «хорошо» поработали заготовители.
Рис. 4.61. Графики количества деревьев ели (юг) |
Юго-запад. На рис. 4.62 при 10...40 м заметен ровный провал.
Запад. Здесь также по рис. 4.63 заметен аккуратное снижение численности деревьев. Это - «мастерство» лесных воров. Однако, по сравнению с кв. 37, наблюдается кризисное снижение численности.
Рис. 4.62. Графики изменения количества деревьев ели от расстояния (юго-запад) |
Северо-запад. По направлению (рис. 4.64) в графиках нет провалов численности.
Рис. 4.63. Графики количества деревьев ели (запад) |
Пни существуют 20-30 лет и по ним можно выявить выполнение рубки деревьев. Но по графикам на рис. 4.69 получается, что лесную инспекцию можно объективно проводить и для установления лесных нарушений, возникших по вине людей гораздо раньше.
Всего на кольцах. Из сопоставления роста по эмпирическим графикам на рис. 4.65 видно явное снижение численности всех деревьев на расстоянии 30...40 м от материнского семенного дерева.
Рис. 4.64. Графики изменения количества деревьев ели от расстояния (северо-запад) |
Полагаем, что лесная инспекция по сравнению распределений деревьев на круговой площади возможна до периода биологической спелости основных пород (для ели не менее 80-100 лет), а также до возраста материнского дерева ели или сосны.
Рис. 4.65. Графики изменения общего количества деревьев ели в зависимости от расстояния От материнского дерева до середины кольцевых пробных площадок |
Таким образом, сравнение эмпирических графиков, причем даже без статистического моделирования, по распределениям численности лесных деревьев по разным геодезическим направлениям позволяет создать эффективный патентоспособный способ, а на его основе и метод лесной инспекции.