Так называемый «рынок труда» - это, как подчеркивает Е.А. Климов, - это не рынок свободного манипулирования бездушными объектами. Каждый человек в ситуации выбора или смены профессии, в ситуации, когда он должен освоить новое непривычное дело, является сознательным субъектом выбора [Климов, 1996, с. 103]. Субъект (от лат. subjectum - подлежащее) - человек, обладающий сознанием и волей, способный действовать целенаправленно. Употребляя слово «субъект», подчеркивают роль человека как инициатора активности. Субъектом профессиональной деятельности может быть отдельная личность (или группа людей, называемая коллективным субъектом труда), которая является источником познания и преобразования действительности. Поэтому выделяют индивидуальный и групповой профессионализм. Кроме того, применительно к социальным общностям, объединяющим профессионалов и профессиональные коллективы, можно говорить о профессионализме (или отсутствии такового) социальной общности. Для субъекта характерно активное построение своей трудовой деятельности - ее целей, систем действий, внешних и внутренних средств, условий, индивидуального стиля и т.д.
Однако не всякий человек проявляет себя как субъект активности, самосовершенствования, развития, точно так же, как не всякая группа может стать коллективным субъектом. Возникает закономерный вопрос: какого же человека считать субъектом?
Понимание человека как субъекта деятельности (по Б.Г.Ананьеву) включает три основные компонента: 1) сознание как отражение действительности; 2) деятельность как преобразование реальности; 3) творчество как создание чего-то нового и оригинального. Таким образом, субъект деятельности рассматривается как интегральное понятие, в котором, осуществляется синтез требований деятельности и возможностей, стремлений, способностей, активности личности.
Сопоставляя характеристики субъекта с рассмотренными ранее в параграфе 1.1 предметом, задачами и средствами инженерной деятельности, мы видим, что инженер по определению и по сути своей обязан проявлять себя как субъект деятельности. А человек с дипломом инженера, но работающий по принципу - «я смену отработал, а что будет завтра, меня не волнует», или «у меня есть начальник, пусть он за все и отвечает», избегающий ответственности и инициативы - не проявляет своей субъектности. Прогноз развития такого специалиста как профессионала трудно назвать оптимистичным.
Важнейшим условием эффективного воздействия субъекта на объект является ориентировка первого (субъекта) во втором (в объекте). Поэтому важнейшее направление развития субъекта - это приобретение человеком все более точной и широкой ориентированности в том, что оказывается в виде среды по отношению к нему (техническая реальность, социальная среда, потоки информации и др.).
Рассматривая свойства человека как субъекта не только деятельности, но и жизненного пути вообще, психологи связывают их с наличием противоречия между личностью (ее мотивами, способностями, потребностями) и теми требованиями, которыми предъявляет к ней общество, - двумя реальностями, которые не соответствуют друг другу. Активная, целеустремленная личность, которую можно рассматривать в качестве субъекта жизни - разрешает это противоречие, стремясь найти оптимальный для ее собственного «я» консенсус. Разрешения указанного противоречия возможно двумя путями. Первый путь - жертвуя свободой, индивидуальностью в пользу приспособления (адаптации) человека к требованиям общества. Второй путь - выбирая независимость и жертвуя социальным одобрением, благами и т.д. Характер, острота этого противоречия и способ его разрешения зависят, естественно, и от того, насколько в данном обществе признаны права личности, и от того, насколько сама личность наделена «рефлексом свободы», индивидуальностью, талантом.
Неспособность, неуспешность человека в разрешении противоречия между свойствами личности и требованиями общества ведут к деградации, деструкции, деформации личности. Если личность утрачивает субъектную позицию (самостоятельно и активно вписываться в систему общества), то она престает быть и субъектом жизни и становится объектом манипулирования. Если же человек оптимально решает это противоречие, происходит развитие личности в смысле ее совершенствования, зрелости, проявления ее субъектных качеств.
Исходя из сказанного, в дальнейшем будем исходить из следующего определения: субъект - это человек, который самостоятельно вырабатывает способ решения противоречия между свойствами личности и требованиями общества, причем вырабатываемый им способ характеризуется конструктивностью решения имеющегося противоречия.
Рассматривая человека как субъекта жизненного пути, инициатора активности, К.А. Абулханова-Славская выделяет две основные формы активности - инициативу и ответственность [Абульханова, 1991].
Ответственность определяется как задача, которую ставит перед собой личность при осуществлении деятельности - удержаться на уровне определенного качества ее выполнения, отвечающего притязаниям личности в течение определенного времени и при наличии непредвиденных трудностей. Ответственность - это добровольное, т.е. внутренне принятое, осуществление правил, требований и т.д.
Инициативность - способность человека к самостоятельным активным действиям, характеризует свойство личности удерживать себя в качестве субъекта своей жизни. В противном случае, - при недостаточном развитии этого свойства, - человек превращается в пассивного наблюдателя. Инициативность - это свойство человека опережать внешние требования, реализуя свою активность в интеллектуальной или практической сферах. Она выражается в определенных начинаниях, предложениях, с которыми выступает человек.
Выделяют три основные причины отсутствия инициативы:
1) Не сформированность данного качества личности на ранних этапах жизненного пути. (Причины здесь могут быть различными, в том числе дефицит общения с матерью в раннем детстве, зависимое, подавляемое положение в семье и т.д.). В этом случае работник не проявляет инициативу, потому, сомневается в своей возможности организационно и практически ее реализовать.
2) Влияние социально-психологических условий. Сама личность подавляла инициативу на стадии ее возникновения, заранее зная, что она не будет принята и одобрена окружающими. (Причины - в том числе в такой организации школьных групп, который предписывает ее членам: «не высовывайся!». Таким образом группа блокирует инициативу отдельных своих членов). В результате работник подавляет свою инициативу, предполагая, что социально-психологическое окружение его не поддержит.
3) Отсутствие необходимых умений и навыков личности (организаторских способностей, социально-психологических качеств, умений реализовать инициативу) при высокой степени ее ответственности. В этом случае работник заранее блокирует свою инициативу в результате внутренних личностных противоречий. Одним из них оказывается противоречие между проявлением инициативы и чувством ответственности: желание проявлять инициативу подавляется сознанием ответственности за ее выполнение. «Дамоклов меч», выражающийся в виде известного высказывания: «Инициатива наказуема ответственностью за ее выполнение».
Если работник стремится реализовать свою инициативу, не беря на себя ответственность, то внешние требования воспринимаются им как принудительные, неожиданные. Это ведет к эмоциональному дискомфорту личности, к неудовлетворенности деятельности и в итоге - к утрате инициатив. Повышенная инициативность при отсутствии ответственности за ее последствия свидетельствует о низком самоконтроле, инфантильности личности.
Таким образом, проявление инициативы и ответственности являются необходимыми условиями профессионализма. Показателем ответственности является то, что человек рассчитывает на свои силы, действует в соответствии с требованиями, предъявляемыми к самому себе, т.е. независимо от внешнего контроля. Ответственность - это добровольное принятие необходимости, поэтому она сама становится основой для выдвижения инициатив.
Исполнительный работник сделает ровно столько, сколько ему поручат, сколько предписано инструкцией. Он может пропустить очень важное звено, сославшись на то, что оно не было указано в инструкции или распоряжении руководителя. Ответственный же человек берет на себя решение задачи в целом, а не отдельных ее звеньев. Он знает, что делает, и предвидит последствия своих действий. За ним не нужен контроль, на него можно положиться. Следует также иметь в виду, что мелочный контроль, присущий бюрократическим структурам, разрушает личную ответственность.
В социально-психологическом плане говорят о чувстве субъектности. Развитое чувство субъектности позволяет человеку быть хозяином своей судьбы.
Таким образом, свойство субъектности личности, а также осознание человеком своей субъектности является необходимым условием становления и развития профессионала. В то же время осознание своей субъектности, индивидуальности, уникальности естественным образом требует признания этих качеств и у другого человека. Понимать, что скрывается за так называемым «человеческого фактора», не стричь «под одну гребенку», а увидеть творческую индивидуальность в своих коллегах и подчиненных, помочь проявить ее в деятельности - задача руководителей любого ранга. Не случайно специалисты по психологии менеджмента из ФРГ приводят в качестве эпиграфа своей книги слова: «Руководить - значит приводить сотрудников к успехам и самореализации» и убедительно показывают правоту слов: «Будьте человечными - это приносит прибыль» [Зигерт, Ланг, 1990].
Существует точка зрения, согласно которой наблюдаемые на разных этапах истории колебания в оценке значимости "субъективного фактора" в соответствующих идеологических и социальных установках, в конечном счете, способствуют эволюции homo sapiens. При этом акцент на примат личности и индивидуальности делается, как правило, в моменты исторических кризисов социума, когда задача поиска новых путей развития общества становится особенно важной [Миткин, 1997].
Индивидуальный стиль деятельности субъекта труда. Термин «индивидуальный стиль деятельности» (ИСД) используется для понимания взаимоотношений объективных требований деятельности и свойств личности. В зависимости от объективных требований деятельности одни и те же свойства личности выражаются в разных стилях. Индивидуальный стиль деятельности (в труде, учении, спорте) - это характерная для данного человека система навыков, приемов, способов решения задачи той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выполнение.
По Е.А. Климову, индивидуальный стиль деятельности формирующегося профессионала, - это «относительно устойчивая индивидуально-своеобразная организация деятельности (прежде всего ее приемов и способов), складывающаяся в результате усилий человека по наилучшему достижению целей в данных внешних и внутренних условиях» [Климов, 1997, с. 90]. Говоря об «относительной устойчивости», автор имеет в виду, что стиль может изменяться, корректироваться.
Комплекс индивидуальных особенностей человека может лишь частично удовлетворять требованиям какого-либо вида деятельности. Поэтому человек, сознательно или стихийно мобилизует свои ценные для данного вида работы качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те, которые препятствуют достижению цели. В результате создается индивидуальный стиль деятельности - неповторимый вариант типичных для данного человека приемов работы в типичных для него условиях.
В профессиографической литературе широко представлена точка зрения К.М. Гуревича, согласно которой выделяют три типа профессий:
I. Профессии, где каждый здоровый человек может достичь общественно приемлемой эффективной деятельности;
II. Профессии, в которых далеко не каждый человек может добиться нужного эффекта;
III. Профессии, которые по своей сущности предполагают достижения высших ступеней мастерства.
Профессии III типа предъявляют специфические требования к индивидуальным особенностям человека, которые в ряде случаев могут быть обусловлены генетически. Большинство же профессий не предъявляет столь жестких требований к субъекту деятельности (I тип) или позволяют с помощью включения механизмов компенсации, выработки ИСД, скорректировать недостаток тех или иных профессионально-важных качеств (II тип профессий). Основывается указанная концепция на следующих предпосылках:
1) существуют стойкие, практически невоспитуемые психологические качества, значимые для успеха деятельности;
2) возможны разные по способам, но равноценные по конечному варианту приспособления к условиям профессиональной деятельности;
3) имеются широкие возможности преодоления слабой выраженности отдельных способностей за счет их упражнения или же компенсации посредством других способностей или способов работы;
4) формирование способностей необходимо вести с учетом индивидуального своеобразия личности.
Таким образом, ИСД может рассматриваться как способ адаптации носителей различных индивидуально-типологических качеств к условиям трудовой деятельности. Так, например, при изменении требований к темпу деятельности, человек с подвижным типом нервной системы успешно решает задачи за счет использования своей расторопности, способности легко ускорять действия и переходить из одного состояния к другому. В тех же объективных условиях человек инертного типа пользуется совсем иными средствами. Он может избавить себя от необходимости быстро реагировать на сигналы за счет предусмотрительности, повышенного внимания к профилактическим мероприятиям. В процессе его работы вырабатывается склонность к систематичности, основательности в работе и т.д.
Индивидуальный стиль деятельности какого-либо индивидуума не может быть принят за универсальный, «идеальный образец». Навязывание его «в порядке обмена опытом» другим (например, инертного исполнителя побуждать работать в стиле подвижного) может привести к тому, что задачи деятельности станут для него невыполнимыми.
Отношение руководителя любого уровня к подчиненному как к субъекту труда предполагает уважительное отношение к нему, в частности к его стойким индивидуальным особенностям [Климов, 1997, с. 161-162].
Есть люди быстрые и даже торопливые, а есть осмотрительные и медлительные, склонные, к кропотливой работе. Есть такие, которые выполняют тончайшую и сложную работу, если им не мешают (а помехой здесь может быть, например, просто частое появление поблизости «начальства»), и в то же время быстро теряются, демобилизуются, если их начинают торопить или даже просто стоять у них «над душой», «глазеть» около их рабочего места.
Каждый человек, как подчеркивает Е.А. Климов, склонен «играть на тех струнах, которыми располагает» [Климов, 1997, с. 161], - максимально использует свои ценные качества (ведущие к успеху деятельности) и разными способами преодолевает те качества, которые этому успеху препятствуют.
Например, «живой», подвижный человек в условиях однообразной, скучной для него работы начинает себя искусственно «веселить» (напевает, насвистывает, делает, казалось бы, лишние движения), иначе его тянет ко сну. И, напротив, медлительный человек чаще, чем это требует инструкция, делает контрольные осмотры оборудования. Но это важно именно для него: он обретает уверенность, освобождая себя от опасений, что возникнет необходимость «рывков» в работе, с которыми он трудно справляется (в отличие от человека подвижного, которого не слишком затрудняет «авральный» режим по исправлению допущенных оплошностей).
Все это относится к психической реальности, и с ней нельзя не считаться. Более того, замечено, что чем выше уровень мастерства, профессионализма человека, тем меньше он похож на других работников (тоже с высоким уровнем мастерства). Нужно уважать в работнике его «чудинку», а не пытаться ее стереть, сломать ради некоторого единообразия.
Важнейшей предпосылкой формирования ИСД в процессе обучения профессиональной деятельности является нахождение оптимального соотношения общих требований к формированию умений и навыков и проявления индивидуальных различий обучаемых. Возможны следующие варианты реализации данного условия:
1) дополнение общих для всех обучаемых инструктивных указаний, позволяющихся ориентироваться в задании, индивидуализированными рекомендациями;
2) индивидуализация контроля за деятельностью обучаемых;
3) индивидуализация выдаваемых обучаемым заданий.
Завершая параграф о человеке как субъекте жизни и труда, напомним, что все мы живем в обществе, а общество - это, прежде всего сообщество «делателей» чего-то полезного. И именно производительный труд выступает как основа жизни здорового общества. Труд, а не рынок, который есть только форма организации производства и обмена. С гуманистической точки зрения, экономическая свобода - это не анархия или вседозволенность, не уголовный беспредел. Наоборот, это взаимная ответственность друг перед другом, это верность долгу, это терпимость, порядочность, нацеленность на сотрудничество. Без соблюдения этих элементарных принципов невозможно обрести свободу - в творчестве, в самореализации себя как личности. Как невозможно стать профессионалом в высшем смысле этого слова, не имея профессионального мировоззрения, профессиональных идеалов, профессионального достоинства, уважения к своим коллегам.
В заключение еще раз акцентируем внимание будущих специалистов на то, что единственной гарантией прогрессивного профессионального развития является активность самого человека.