Научная электронная библиотека
Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

Основные виды духовных отношений и деятельности людей

Человеческие потребности являются источником, причинным механизмом социальной активности [см.: 29, с.61]. Каждый человек, любая общность людей, всякое государство, общество той или иной страны, непременно вступает в различные отношения с собой, со своими частями, с окружающим миром. Все многообразие таких отношений, применяя методы обобщения, абстракции (абстрагирования) и идеализации, можно свести к двум типам: материальным и духовным (или, поскольку в социальной сфере материальное и духовное не существуют изолированно, друг без друга, то, может быть, точнее сказать - к материально-духовным и духовно-материальным). В первые входят все виды практической деятельности: производство материальных благ, экономические отношения, преобразования в материальной сфере жизни общества, в быту, опыты, эксперименты, испытания при научных исследованиях, материальные действия в физкультурно-спортивной области, воплощение художественных замыслов в природный материал, уход за собой и другими людьми, за животными, детские подвижные игры и т.д. В духовно-материальные входят, прежде всего и главным образом, познавательные, оценочные, нормативные отношения. В познавательных отношениях непременно содержатся поиск решения, процесс и результаты решения таких универсальных вопросов: «чтó это такое?», «каково оно?», «где (куда, откуда)?», «когда (как долго, до или после)?», «как (каким образом)?», «почему?», «зачем?» и др., в результате чего люди получают знания соответственно о сущности (существенных признаках) исследуемого, его качественных, количественных, пространственных, временных характеристиках, о его составе, структуре, способе существования, причинно-следственных связях, о его назначении и роли в чем-то и т.д. В познавательных отношениях поиск ответа и ответ на вопрос «зачем?» («для чего?») - это выявление значимости, роли изучаемого не для людей, а для тех предметов*, с которыми как-то связан интересующий нас. Зачем, например, для чего, длиннющий язык у хамелеона, двойные крылышки у стрекозы, зачем муравьи «выпивают» выделения тли и т.д.

Кстати, к познавательным отношениям примыкают нужные в определенных ситуациях (в которых задействован человеческий фактор) и решаемые представителями любых родов-племен, народностей, наций вопросы: «кто виноват?» и «что делать?» Поэтому убого и смешно выглядят те, кто объявляет эти два вопроса сугубо русскими или российскими (к тому же иногда проклятыми), ехидно намекая на некую оригинальную ущербность россиян.

Высший уровень познавательных отношений - это научно-исследовательская деятельность.

Оценочные отношения заключаются в квалифицировании познаваемого или познанного предмета* путем поиска решения и принятия решения тоже универсальных, но другого рода вопросов, касающихся его роли, значимости, существенности, важности, надобности, желаемости и т.п. в отношении людей (для людей): этот предмет* - «добро (благо) или зло?», «прекрасное или безобразное?», «возвышенное или низменное?», «нравственное или безнравственное?», «справедливое или несправедливое?», «законное или незаконное?», «важное или неважное?», «нужное или ненужное?», «интересное или неинтересное?», «полезное или вредное?», «выгодное или невыгодное?», «приятное или неприятное (противное)?», «нормальное или ненормальное?» и т.д., и т.п.

Конечно, оценивать возможно лишь то, что хотя бы в какой-то степени познано. Значит, во-первых, аксиологическая (оценочная) деятельность и степень правильности ее результатов находятся в прямой зависимости от уровня, глубины, всесторонности познания оцениваемого. А далее она оказывает обратное влияние на дальнейший ход процесса познания и вступает во взаимодействие с познавательной деятельностью в отношении данного предмета интереса. Во-вторых, если что-то возможно оценивать, значит, это «что-то» само для людей может являться ценностью или, не являясь ею, выступать в качестве заменителя, суррогата ценности, или «обслуживать» какую-то ценность. Отсюда, ценность входит не в человеческое сознание, а в отношение его с реальностью, существующей вне его, т.е. в субъект-объектные отношения. В сознании могут содержаться лишь желания, эмоциональные восприятия, представления, понимания ценностей, не только одинаковые, но и различающиеся у разных людей, общностей и т.д. Ясно, что ценности для каждого человека в чем-то специфичны. Но специфическое, особенное не бывает без общего и всеобщего. Поэтому должно быть и в самом деле есть в ценностях и общее даже для самых разных людей, а в конечном счете следует, что всегда были и существуют общечеловеческие ценности (пока существовали и существуют люди).

В литературе по аксиологическим вопросам используются термины «оценочный подход», «оценочные отношения», «оценка», «ценностный подход», «ценностные отношения», но чëткого различения их смыслов нет, сохраняется недостаточная определенность и разночтение в отношении их.

На наш взгляд, охарактеризовать обозначаемые ими действия можно следующим образом.

Прежде всего, их можно осуществлять только на базе соответствующих (достаточных для этого) полученных, имеющихся знаний: оценивать, а далее - ценить можно только то, что известно. Оценочный подход - это один из аспектов рассмотрения, освоения, постижения предметов*, их признаков и отношений с намерением выяснить и выяснением, в принципе, того, может ли это представлять какой-то интерес для субъекта, для чего-то пригодиться субъекту, чем (кем), в качестве чего (кого) это может быть в отношении субъекта. Оценочные отношения людей осуществляются непременно ко всему, что входит в зону их сознательного, осознанного внимания, а, значит, они являются всеобщей, вечной компонентой человеческой деятельности (индивидуальной, общественной, человечества). Результатами их являются очень важные для людей вынесение оценок и установление ценностности интересующего их. Оценка - квалифицирование познаваемого или познанного предмета* в аспектах универсальных вопросов при оценочных отношениях и установления соответствия либо несоответствия этого предмета той или иной потребности человека, группы, страты, государства (общества), человечества.

Оценивать можно и жизненно необходимо всë, с чем сталкиваются люди в своей жизнедеятельности, но далеко не всë можно и следует ценить. Оценка может быть как положительной, так и отрицательной, но ценность может быть только положительной**.

Ценностный подход осуществляется уже после и на базе установления того, что данный предмет, его признаки и отношения представляют для субъекта ценность, и состоит в выяснении того, кáк наиболее рационально, оптимально использовать эту ценность для удовлетворения соответствующих потребностей, как охранять, сохранять еë, как воссоздавать и совершенствовать еë (если это возможно и нужно), придумывать, открывать, изобретать, создавать новые.

При оценочном подходе, главным образом, решаются вопросы «зачем», «для чего», «с какой целью», а при ценностном - «как», «каким образом».

Высший уровень оценочных отношений - это ценностная деятельность, включающая в себя функционирование ценностных ориентаций людей (как результатов оценки), использование, сохранение, воссоздание, совершенствование ценностей, открытие и создание новых.

Необходимо от оценок и ценностей отличать ценностные ориентации.

Ценностные ориентации обусловлены врожденными или благоприобретенными нормальными потребностями людей в результате положительных оценок предметов, признаков, отношений, способных удовлетворять и удовлетворяющих эти потребности. Ценностные ориентации - одни из важнейших элементов сознания людей в виде подсознательных впечатлений, смутных образов или осознанных представлений, понимания того, что и как соответствует их материальным и духовным потребностям и способно удовлетворять последние. Каждая ценностная ориентация включает в себя направленность внимания людей, их интересов, устремления, волевые усилия на соответствующую ценность. Наиболее важные для личности ценностные ориентации входят в еë мировоззрение как существенная часть, обуславливающая направленность и характер еë поступков и поведения.

Познавательные и оценочные отношения и их результаты взаимосвязаны. Так, связь истины и ценности проявляется, например, в стремлении, чтобы ценности были подлинными, настоящими, играющими позитивную роль в жизнедеятельности людей, общества, государства, человечества, а не тем, что ошибочно принимается или умышленно выдается за ценность, не так называемыми псевдоценностями, приносящими неприятности, вред, болезни, несчастья, беды. Очень важно, например, иметь в виду, что в последние полвека наука в поисках и открытиях истин вышла на такие позиции, когда совершенно нельзя обойтись без оценочной деятельности, без оценок того, чем, какими вопросами занимаются ученые, чем, возможно, грозят человечеству эти занятия и практическое применение их открытий, каковы вероятностные или неизбежные последствия таких исследований и их использования.

Единство познавательных, оценочных и практических отношений, действий подчëркивал В.П. Тугаринов: «Человек не только познаëт и созерцает, но оценивает и действует. ... Познание, оценка и практика - в этом едином узле сосредоточены основы жизни человека и человечества» [35, с. 256, 257]. Но он упустил нормативные отношения, а без них и их результатов просто невозможны ни познавательные, ни оценочные, ни практические отношения и деятельность.

На основе и в результате познавательных и аксиологических отношений формируются и функционируют нормативные отношения, представляющие собой выработку таких представлений, понятий, идей, теоретических положений (неважно, правильных или ошибочных, полезных или вредных и т.д.), которыми люди руководствуются в дальнейшей познавательной, оценочной и практической деятельности. Результаты и элементы таких нормативных отношений обычно именуются терминами: «принцип», «правило», «требование», «норма», «закон», «установка», «заповедь», «завет», «аксиома», «императив», «канон», «запрет», «табу», «наказ», «определение», «кредо» и т.п. синонимами. Все это не является в буквальном смысле слова ценностями, а в лучшем случае может выступать в качестве ценности (как, например, прилагательное или причастие, не будучи существительным, могут выступать в роли его: «больной», «очередной», «учащийся», «трудящийся») или «обслуживать» ценности.

На основе и в результате осмысления (интерпретации, сравнения, абстрагирования, обобщения, идеализации, интегрирования, систематизации и т.п.) громадного материала итогов нормативных отношений возникли многочисленные учения (в том числе не только псевдонаучные - колдовские, магические, чудодейственные, алхимические, оккультные и т.п., но и методики (разделы частных наук, частные науки) и методология как философское учение, раздел философии. Отсюда, высшим уровнем нормативных отношений является нормативная (методическая и методологическая) деятельность по претворению в жизнь, использованию, применению в разных сферах жизнедеятельности переработанных (из утилитарных соображений) главных итогов познавательной и оценочной деятельности. Не забывая, что этот вариант человеческой деятельности напрямую зависит от результатов познавательного и оценочного видов духовно-материального типа, следует иметь в виду, что именно он непосредственно позволяет материально-духовному типу осуществлять главнейшее для людей, общества, человечества назначение - обеспечивать себя ценностями.

Видимо, не совсем понимая и не в полной мере оценивая диалектическую взаимосвязь, диалектическое единство видов духовно-материальной деятельности людей, их высших вариантов, «Питирим Сорокин доказывал, что в той мере, в какой этика нормативна, она не может быть наукой, а в той мере, в какой она наука, она не может быть нормативной» [Цит. по: 28, с. 18-19]. Увы! Известный профессор, видимо, не учëл, что в любой науке существует нормативная составляющая (иначе - эта наука годится лишь для объяснения и понимания чего-то и совершенно не имеет прикладной значимости), а все нормы, правила и т.п. не могут быть без объяснения, понимания и обоснования их правильности, нужности и т.д.

Не следует думать, будто между познавательной, оценочной и нормативной видами деятельности существует некая строгая поэтапная связь (последовательность). Все они осуществляются людьми одновременно, во взаимодействии, но, во-первых, все же существует определенной первенство познавательной деятельности по отношению к оценочной и нормативной, а оценочной - к нормативной; во-вторых, основой этих видов духовной деятельности, обусловливающей и объединяющей их, является практическая деятельность людей.

Итак, одной из общесоциологических закономерностей является единство и взаимодействие познавательной, оценочной, нормативной и практической деятельности людей, общества, человечества при определяющей роли последней. У конкретных людей, их групп, сообществ имелись и имеются потребности, во-первых, биологического характера (в пище, в питье и т.п.), во-вторых, обусловленные наследственными, генетически передаваемыми недугами и недостатками (в лечении, лекарствах, процедурах, очках, колясках, жестко определëнных действиях и пр.), в-третьих, порождëнные профессиональными занятиями, хобби, нечаянно полученными травмами, увечьями и т.д., в-четвертых, вызванные особенностями природных условий проживания людей, климатом, стихийными явлениями и т.п.. В этих случаях направленность и этапность ценностных отношений такова: внутренние факторы потребности желания ... ценностные ориентации ценности.

Процессы социализации, обучения, воспитания личностей, влияние на них других людей, СМИ, общественных групп, организаций, социальных институтов характеризуются иными направленностью и этапностью ценностных отношений. Люди случайно, нечаянно или принудительно сталкиваются, встречаются с какими-то явлениями, обстоятельствами, медленно, постепенно или быстро к ним привыкают, затем привычное становится потребным, а потребное - подлинной ценностью, псевдоценностью (бесполезностью) или антиценностью (на самом деле, вредностью), а соответственно в сознании этих людей формируются адекватные подлинно ценностные либо псевдоценностные, антиценностные ориентации.

Так, многократно демонстрируя ребëнку, подростку прелесть хороших стихов, формируют в нëм любовь к поэзии, а посещая с ним концерты симфонической музыки, обращая его внимание на очарование еë и разъясняя выражение ею человеческих переживаний, прекрасного или трагического в природе, в обществе, личности и т.д., воспитывают в нëм страсть к классике. Если акцентировать его внимание на примерах благородных поступков, разъясняя приносимые ими нравственные удовлетворения, то вероятнее всего, в нëм будут закладываться основы желания стать благородным. Приучить человека к чему-то доброму можно именно многократно используя что-либо доброе как средство, способ, условие, доставляющее положительные эмоции, чувства, реакции, состояния его души.

Но в жизни общества любой страны через пропаганду, рекламу, СМИ, кинофильмы, эстраду, деятельность политических партий, церковных организаций и т.п. гражданам навязываются самые разные предметы*, феномены в качестве ценностей, хотя среди них немало бесполезных, ненадежных, рискованных, сомнительных, опасных, вредных.

В таких случаях важная (а иногда и определяющая) роль может принадлежать разным воздействиям на людей, точнее - на их некомпетентность, самолюбие, легкомысленность, податливость, доверчивость, авантюристичность, готовность рискнуть, попробовать, испытать, легкомысленность, недальновидность и т.п. Часто значительное влияние оказывают советы, уговоры, хвастовство, обвинение в боязни, нерешительности, трусости, немодности и т.д. окружающих. Ведь подчас нелегко не поддаться влиянию таких фраз, как «Не будь белой вороной!», «Кто не рискует, тот ...», «Слабо?», «Трус в карты не играет!», «Эх, где наша не пропадала!» и др. Так «внедряются» в людей (особенно в молодых) нездоровые, противоестественные, извращенные, патологические вкусы, предпочтения, желания, пристрастия, потребности, - в том числе, в отношении курева, алкоголя, наркотиков, садизма, педофилии, мазохизма и др. отклонений. Насаждать такое выгодно, прежде всего, тем, кто «делает» деньги на этом, властвует над людьми с подобными пристрастиями, наслаждается своим презрением к падшим.

В аналогичных случаях направленность и этапность в ценностных отношениях, скорее всего, такова: внешнее воздействие обращение внимания согласие попробовать положительное впечатление намерение повторения пробы склонность, привитие вкуса привычка желание, пристрастие псевдоценностная, антиценностная ориентация псевдоценность, антиценность.

Нужно иметь в виду, что, во-первых, сами потребности подразделяются на нормальные, естественные и ненормальные, аномальные, противоестественные, разрушительные, пагубные, роковые и т.п., во-вторых, нормальные потребности могут удовлетворяться подлинными ценностями, а могут, как и аномальные потребности, удовлетворяться ненормальными или вредными средствами, способами, условиями. Например, вполне нормальные потребности людей в сексуальных отношениях, в развлечениях могут удовлетворяться извращëнными, противоестественными вариантами. Значит, дело не только в том, что за, каковы потребности, но и в том, чем, как, в каких условиях они удовлетворяются**[1].

Любая деятельность людей - это взаимодействие субъекта и объекта, в которой, несмотря на активность субъективного фактора, определяющая роль (так или иначе, в общем и целом, прямо или в конечном счете) принадлежит объекту. Степень активности субъекта в разных типах человеческой деятельности различна. Так, в процессе познавательной деятельности при всей активности субъекта более явственно проявляется определяющая роль объекта исследования, поскольку истиной являются такие человеческие представления и мысли, которые соответствуют этому объекту.

А вот в оценочной деятельности при все-таки определяющей роли объекта, обусловленной имеющимися у него способностями, нужными субъекту, как объективного условия быть (стать) ценностью для последнего, активность субъекта в виде свободы выбора обнаруживает себя в бóльшей степени, чем в познавательной деятельности, поскольку ценностью может быть (стать) лишь то, что соответствует нуждам, потребностям, желаниям, интересам и т.п. субъекта.


**[1] То есть не мнимые, не надуманные, не мистические, не сверхъестественные, не утопические, не виртуальные, не трансцендентные, не априорные, не непознаваемые, не неизвестные и т.п.

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674