Каждый человек желает счастья (по крайней мере, для себя), стремится к нему. Но счастье характеризуют как состояние наибольшей внутренней удовлетворённости человека в чём-то очень существенном для него. И получается, что представление, понимание счастья является ценностью наиболее неопределённой, субъективной по сравнению с остальными общелюдскими. Поэтому «у каждого счастье - своё», или, как в песне: «ведь счастье для всякого - неодинаково ...»
Одни люди счастливы оттого, что живы (напр., остались «чудом» живы после войны, катастрофы, преступного действия против них и т. п.), другие счастливы, поскольку у них прекрасная семья, любимая «половина», замечательные дети. Наоборот, есть и такие, которые считают себя несчастливыми, хотя окружены всем нужным, полезным, интересным. Но часто бывает так, что человек спустя какое-то время осознаёт, что был счастливым, но не отдавал себе в этом отчёта (ведь, как говорится, всё познаётся в сравнении). Поэтому есть и такое определение: «счастье - это то, что, имея, не ценим, а потерявши, плачем».
В каждой из рассмотренных ценностей имеются материальная и духовная, объективная и субъективная компоненты, находящиеся в единстве и взаимодействии. Но их «удельный вес» и роль в разных ценностях неодинаковы. Связь между этими ценностями в ряду от «жизни» до «счастья» носит, в основном, характер обусловленности последующих предшествующими (в порядке нашего рассмотрения их).
С возникновением, становлением и дальнейшим развитием людей как биосоциальных существ духовная компонента (целостного образования, «сплава»: «тело-душа») становится все более совершенной, получая все большую относительную самостоятельность и способность обратного влияния на телесную компоненту человека-личности. Поэтому и жизнь человека-личности - это не только механо-физико-химико-биологическое состояние, но и духовное, т.е. единство тела со всеми элементами сознания (с ощущениями, восприятиями, представлениями, чувствами, желаниями, настроениями, эмоциями, волей, памятью, формами мышления и т.п.). Отсюда, здоровье человека - не просто «физическое», но и духовное состояние и самочувствие. Были случаи, когда физически очень больной человек излечивал себя сильными желаниями жить, волей и т.п. Но и блага непременно всегда включали в себя и духовную компоненту. А уж творчество без такой составляющей просто невозможно, неосуществимо. Нетрудно усмотреть, что от ценности к ценности (в порядке нашего рассмотрения их) доля и роль духовной компоненты возрастает, а материальной - относительно уменьшается. Еще заметнее эта тенденция (закономерность?) проявляется через познавательно-исследовательскую и художественно-эстетическую деятельность в таких общелюдских ценностях, как истина и прекрасное, а уж тем более в справедливости и счастьи (рис. 5).
Выстраиваются две «шеренги» противоположностей: «жизнь - здоровье - благо (добро) - творчество - истина - прекрасное - справедливость - счастье» и «смерть - болезнь - зло - разрушение - ложь - безобразное - несправедливость - несчастье», в первой из которых все общечеловеческие ценности связаны между собой неким соответствием, родством, находятся в единстве друг с другом, а во второй все вредности находятся в своём единстве, соответствии, родстве.
Рис. 5. Ценности каждой личности
Именно эти «общелюдские» ценности прежде всего и являются главными критериями оценочной (аксиологической) деятельности людей: «это - опасно или неопасно для жизни», «это полезно или вредно для здоровья», «это - добро (благо) или зло», «это - созидание (творчество) или разрушение», «это - истина или ложь», «это - прекрасно или безобразно» «это - справедливо или несправедливо», «это - счастье или несчастье»? И данный вид их деятельности является жизненно важным в единстве его с практическим, познавательным и нормативным видами.
Что касается разного рода норм, принципов, табу, запретов и т.п., то они, в лучшем случае, важности, полезности другой природы и другой степени. К общечеловеческим (в смысле общим для человечества) ценностям относится система самых важных факторов для его существования и прогресса.