РОССИЙСКОЕ ЗЕМЛЕПРОХОДЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ПРИАМУРЬЕ (XVII век). ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА
Шведов В. Г., Махинов А. Н.,
В 80-х годах ХХ столетия, находясь под явным впечатлением тех политических процессов, которые протекали как внутри Советского Союза, так и, в прямой связи с ними - в мире, американский философ Ф. Фукуяма провозгласил наступление «конца истории». Видимо, желая человечеству самого лучшего, он напрямую связал свёртывание прямого военного противостояния СССР и США со скорым окончанием всех возможных форм геополитического противоборства во всём мире и между всеми странами. Увы, практика показала обратное.
Человечество вступило в II тысячелетие нашей эры отягощённым межгосударственной борьбой за глобальное и региональное лидерство, множеством территориально-политических конфликтов. Небывалый подъём переживает разномотивированный сепаратизм. Наконец, угрожающей реальностью современной геополитики стал международный терроризм. В этой связи нельзя не заметить, что абсолютное большинство современных геополитических и территориально-политических проблем имеет глубокие временные корни. Трансформируясь и видоизменяясь в течение времени, они стали наследием современности от прошлых эпох; и потому их объективное рассмотрение невозможно вне пристального изучения связанных с ними ретроспективных срезов.
Означенный проблемный круг напрямую касается современной России. С одной стороны, это ставит перед ней актуальные вопросы укрепления своей государственности, отстаивания собственных интересов на мировом и региональных уровнях, последовательного и обоснованного оппонирования выдвигаемых к ней на данной «почве» претензий. С другой, особую важность для неё приобретает многостороннее изучение процесса формирования своей территории, специфика хода данного процесса и закрепления его результатов на различных геополитических направлениях.
Одним из таковых направлений представляется Северо-Восточное, благодаря успешному продвижению по которому, Российское государство расширило свои пределы от Урала до Тихого океана, приобрело хотя и не самые комфортные в смысле природно-климатических условий, зато - богатейшие в природно-ресурсном отношении территории и, в конечном итоге, обратилось в одну из ведущих мировых держав. Первичным «инструментом» этого процесса стало пионерное землепроходческое движение: явление в мире отнюдь не уникальное, но в каждом конкретном (как и в данном) случае - весьма своеобразное.
Между тем, не будет преувеличением заметить, что российское землепроходчество XVII в. практически не имеет отражения в качестве территориально-политического процесса. Посвящённые данной теме труды историков, в большинстве, де-факто, не затрагивают его пространственной стороны - анализа природных условий, в которых действовали землепроходцы, пройденных ими расстояний, причин выбора тех или иных векторов продвижения. Иной поход сложился в географии, где внимание исследователей, по преимуществу, сосредотачивается лишь на аспекте первооткрывательства новых земель.
Как представляется, сложившийся между данными подходами разрыв способна заполнить историческая политическая география - пограничное познавательное направление, назначение которого, в самых общих чертах, состоит в сбалансированном соединении исторической и географической традиций рассмотрения территориально-политических реалий прошлого, придании ему многостороннего характера.
Данная книга посвящена историко-географическому изложению одного из эпизодов российского землепроходческого движения - того, который в XVII веке волей судьбы оказался связан с Приамурьем. Такой выбор объясним несколькими причинами.
В настоящее время юг российского Дальнего Востока является одной из самых проблемных частей нашей страны. Обеспечивая ей прямой доступ в незамерзающую акваторию Тихого океана, являясь, без преувеличения, передовым краем её территориально-политического присутствия за Уральским хребтом, а так же - обладая огромным и разнообразным природно-ресурсным потенциалом, он страдает от недоосвоенности своих земель, низкого уровня их экономического развития, нехватки населения. Все эти минусы очевидны и служат основой для «доказательства» высказываемых в различной форме идей о «неправомерности» обладания Россией этим регионом.
Безусловно, наивно надеяться, что перечисленные негативы окажутся выправлены в ближайшее время, но мы должны со всей ясностью осознавать, что Россия столетиями строилась потом и кровью наших предков, которые создавали эту огромную страну для нас, с тем, чтобы мы жили и трудились на ней. И потому наш долг состоит в том, чтобы сохранить их наследие не только для себя, но грядущих поколений, которые, наверняка, смогут в чём-то лучше нас распорядиться этим бесценным даром - самым большим и богатым в мире государством.
К сожалению, широкий читатель в основном слабо знаком с теми трудностями и той напряжённой борьбой, которая велась в XVII веке Россией за обладание Приамурьем. Отдельные её моменты до сих пор незаслуженно остаются в тени, другие имеют не совсем объективное изложение. На этой основе, в первую очередь в сети Интернета, множатся публикации, изображающие данное явление в искажённых тонах - либо в благостных, либо напротив, в виде грубых пасквилей на землепроходцев - пионеров российской государственности на Дальнем Востоке.
Землепроходческое движение в Приамурье было, во-первых, явлением, адекватным условиям своего времени, а во-вторых - одной из сторон многогранного процесса созидания территории Российского государства. В таком духе мы и постарались отразить его на страницах этой книги.